Санкт - Петербург
Художника очень интересует изображение деревни в лучах заходящего солнца, и он пишет на этот мотив ряд произведений. В одном из них – «Избы» – мы видим окраину деревни на косогоре. Деревня выступает перед нами в этом закатном пейзаже во всем своем запустении, нищете и одиночестве. Вряд ли И.И.Левитан сознательно ставил перед собой задачу социальной характеристики деревни, но она явилась результатом правды изображения. То настроение тревоги в природе, то драматическое звучание заката в контрасте с темными массами изб, которые тут занимали И.И.Левитана как пейзажиста, превратились в выразительную характеристику пореформенной деревни.
В еще большей мере это можно сказать о другом пейзаже деревни – «Последние лучи солнца». Здесь композиция еще беспокойнее в своей асимметричной динамике. Изображен въезд по косогору, по которому как бы взбираются наверх избы и сараи. Спереди плетень с воротами отделяет деревню на косогоре от дороги.