Ирина Андреевна Федосова

Содержание

Слайд 2

«Ирина Андреевна Федосова – заонежская сказительница, имя которой вошло в энциклопедии,

«Ирина Андреевна Федосова – заонежская сказительница, имя которой вошло в энциклопедии, классические издания русского фольклора». В.П.Кузнецова
классические издания русского фольклора».
В.П.Кузнецова

Слайд 3

Чуткость к образному слову, восприимчивость к народной поэзии проявлялась у неё

Чуткость к образному слову, восприимчивость к народной поэзии проявлялась у неё очень
очень рано, но вполне определённо:

«Я грамотой не грамотна, зато памятью я памятна; где что слышала - пришла домой, всё рассказала, быдто в книге затвердила, песню ли, сказку ли, старину ли какую»*

А.И.Мошин. И.А.Федосова – великая народная поэтесса Заонежья.//Краеведческие чтения – 2007. Петрозаводск, 2007. с.7

Слайд 4

Талант вопленицы

Припевать и «свадьбы править» необычайно помятливая и одаренная девочка начала

Талант вопленицы Припевать и «свадьбы править» необычайно помятливая и одаренная девочка начала
с малолетства еще в детских играх, где присутствовали свадебные сюжеты

Усвоение приемов причитания у И. Федосовой началось со свадебных причитаний, так как в то время девочки проявляли интерес в первую очередь к тому, как причитывают на свадьбе.

«Сама Ирина Андреевна говорила, что она впервые проявила себя как исполнительница причитаний именно в такой игре, когда причитывала «занарок», то есть понарошку», - утверждают В.П.Кузнецова и Ю.И.Ковырина.

«С малолетства любила я слушать причитания; сама стала ходить с причетью по следующему случаю: суседку выдавали замуж, а вопленицы не было. Кого позвать? Думали-гадали, а всё-таки сказали: «Кроме Иришки некому»

Слайд 5

И уже в юном возрасте она была признана в своей деревне лучшей

И уже в юном возрасте она была признана в своей деревне лучшей
причитальщицей.

В 1850-м она стала первой вопленицей во всем крае. Слава её росла день ото дня, слушать её собирались целыми деревнями

«В молодости ей честь и место в большом углу: что на свадьбах ли песнь запоёт- старики заплачут, на похоронах завопит- каменный заплачет: голос был такой вольный и нежный»*

* А.И.Мошин. И.А.Федосова – великая народная поэтесса Заонежья.//краеведческие чтения – 2007. Петрозаводск, 2007. с.8

Слайд 6

С 1894 года начинается период наивысшей славы И.Федосовой. Известия о ней не

С 1894 года начинается период наивысшей славы И.Федосовой. Известия о ней не
сходили со страниц местных и столичных газет
П.Т. Виноградов организовал выступления И.А. Федосовой в разных городах России.
В 1895- 1896 годах состоялись встречи с талантливой сказительницей в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Петрозаводске.
Приглашали Арину Андреевну и в Америку.
«Туда она не поехала: стара уже стала да и не близко Америка»,- пишет К.В.Чистов в книге «Русские сказители Карелии»

Слайд 7

Наследие И.А.Федосовой

Федосова оставила огромное культурное наследие: более трех тысяч стихов.

Значительную часть

Наследие И.А.Федосовой Федосова оставила огромное культурное наследие: более трех тысяч стихов. Значительную
ее репертуара составляли плачи и причитания
Но она исполняла песни (в том числе исторические), былины, сказки, поговорки, духовные стихи

Слайд 8

Наследие И.А.Федосовой

Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию, русскую оперу. Есть

Наследие И.А.Федосовой Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию, русскую оперу.
много свидетельств того, что Николай Римский-Корсаков, встречавшийся с Федосовой, использовал мотивы ее речитативов в опере "Садко".
Ф.И. Шаляпин, когда увидел Орину Федосову, заметил:

Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова, том числе и в его поэму «Кому на Руси жить хорошо».

«Неподражаемо прекрасно сказывала эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о «его поездочках молодецких», о матери его, о любви. Передо мною воочию совершалось воскресение сказки, и сама Федосова была чудесна, как сказка».

Слайд 9

Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова, который горячо воспринял книгу

Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова, который горячо воспринял книгу
народной поэтессы «Причитания Северного края» и неоднократно делал из неё выписки.
Плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке в поэме «Кому на Руси жить хорошо», как сказано в примечании самого поэта к этим строкам «взят почти буквально из народного причитания»…из плачей И.А. Федосовой.*

*К.В. Чистов. Русские сказители Карелии: очерки и воспоминания. Петрозаводск 1980.

Слайд 10

В 1872 году вышел первый том «Причитаний Северного края» , собранных преподавателем

В 1872 году вышел первый том «Причитаний Северного края» , собранных преподавателем
Петрозаводской духовной семинарии Е .В. Барсовым
Проходит ещё десять лет, и, наконец, выходит второй том, в который вошли рекрутские причитания.
Третий том, посвященный свадебным причитаниям, был напечатан в журнале «Чтение в Обществе истории и древностей Российских» в 1885 году.

Записи от Федосовой впервые появились в русской печати в 1867году, когда ей исполнилось сорок лет.

Имя файла: Ирина-Андреевна-Федосова.pptx
Количество просмотров: 300
Количество скачиваний: 2