Искусство Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Периодизация

Додинастический период – 4 тыс. лет до н. э.
Древнее царство – 3200-2400

Периодизация Додинастический период – 4 тыс. лет до н. э. Древнее царство
года до н. э.
Среднее царство – XXI век–начало XIX века до н. э.
Новое царство – XVI–XII века до н. э.
Позднее время – XI век-332 год до н. э

Слайд 3

Додинастический период

Этот период принято делить на I и II культуры.
Египет тогда был

Додинастический период Этот период принято делить на I и II культуры. Египет
разделен на несколько десятков областей, которые в Греко-Римский период назывались номами.

Слайд 4

Додинастический период Архитектура

Сведения о культуре этого периода дают раскопки захоронений.
Форма могильников соответствовала формам

Додинастический период Архитектура Сведения о культуре этого периода дают раскопки захоронений. Форма
жилищ:
I культура – овальные (ямы, перекрытые ветками и циновками).

Слайд 5

Додинастический период Архитектура

II культура – прямоугольные.
В последствии над такими захоронениями стали устанавливать и

Додинастический период Архитектура II культура – прямоугольные. В последствии над такими захоронениями
наземные сооружения.
Они назывались Мастаба́ (араб. ‎‎ «скамья»), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом»).

Слайд 6

Додинастический период Скульптура

Скульптура того времени небольшая из глины, слоновой кости и разных пород

Додинастический период Скульптура Скульптура того времени небольшая из глины, слоновой кости и
камня обобщено изображала животных, выхватывая самые характерные черты.

Слайд 7

Додинастический период Скульптура

Другой группой памятников искусства являются палетки – тонкие плоские пластины из

Додинастический период Скульптура Другой группой памятников искусства являются палетки – тонкие плоские
серо-зеленного шифера, которые служили для растирания красок, применявшихся во время культовых обрядов.

Слайд 8

Додинастический период Скульптура

Самая знаменитая палетка –
Плита фараона Нармера.

Додинастический период Скульптура Самая знаменитая палетка – Плита фараона Нармера.

Слайд 9

Додинастический период Живопись

Расписные сосуды из глины:
Наиболее ранние расписаны несложным белым орнаментом по красному

Додинастический период Живопись Расписные сосуды из глины: Наиболее ранние расписаны несложным белым
фону глины;
Более поздние – красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосудов, изображали древнейшие заупокойные и земледельческие обряды

Слайд 10

Древнее царство

В 3 тыс.до.н.э происходит объединение Древнего Египта в единое государство под

Древнее царство В 3 тыс.до.н.э происходит объединение Древнего Египта в единое государство
властью фараона. Что приводит к расцвету искусства.

Правитель Верхнего Египта носил белую корону,
Правитель Нижнего – красную.
После объединения страны корона стала двойной.

Слайд 11

Фараон – живой бог

Фараоны были единоличными правителями страны. Они объявили себя сынами

Фараон – живой бог Фараоны были единоличными правителями страны. Они объявили себя
Солнца, а умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы.

Изображение Осириса

Слайд 12

Древнее царство Архитектура

Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Древнего Египта главенствующее положение,

Древнее царство Архитектура Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Древнего Египта
остальные виды искусства дополняли её, образуя единый комплекс.

Мастаба Шепсескафа в Саккаре

Ломанная пирамида в Дахшуре

Слайд 13

Древнее царство Архитектура

В связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц.
Они состояли

Древнее царство Архитектура В связи с культом фараона началось возведение первых гигантских
из:
-подземного помещения, в котором располагался саркофаг и предметы, необходимые умершему;
- и мастабы – насыпи, облицованной кирпичом или известняковыми плитами.

Внутреннее устройство гробницы

Пирамида в Мейдуме

Слайд 14

Древнее царство Архитектура

Первая пирамида была построена Имхотепом для фараона Джосера.
Высота пирамиды более 60

Древнее царство Архитектура Первая пирамида была построена Имхотепом для фараона Джосера. Высота
метров.
Пирамида состоит из 7 убывающих к верху ступеней.

Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре

Архитектор пирамиды – жрец Имхотеп

Слайд 15

Древнее царство Архитектура

Затем были возведены пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура

Древнее царство Архитектура Затем были возведены пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена)
(Микерена).
Каждая пирамида представляет собой в плане квадрат, а стороны её – равнобедренные треугольники.
Самая большая – пирамида Хеопса. Её высота – 147 м., а длина стороны основания – 233 м. Она сложена из 2300 блоков весом от2,5 до 30 тонн.

Комплекс пирамид в Гизе

Слайд 16

Древнее царство Скульптура

Скульптуры фараонов и знати составляли неотъемлемую часть храмов и гробниц.
Статуи раскрашивались,

Древнее царство Скульптура Скульптуры фараонов и знати составляли неотъемлемую часть храмов и
их глаза инкрустировались горным хрусталем и эбеновым деревом, чтобы они были похожи на живых людей.

Статуя писца Каи

Слайд 17

Древнее царство Скульптура

Культовое назначение статуй определяло строгие каноны их выполнения.
Позы были спокойными однообразными

Древнее царство Скульптура Культовое назначение статуй определяло строгие каноны их выполнения. Позы
и исполненными величия: стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой или прямо сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу.

Деревянная статуя вельможи Каапера («Сельский староста»)

Слайд 18

Древнее царство Скульптура

Тронная статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

Древнее царство Скульптура Тронная статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

Слайд 19

Древнее царство Скульптура

На стенах гробниц и храмов выполнялись рельефы с ясным и графичным

Древнее царство Скульптура На стенах гробниц и храмов выполнялись рельефы с ясным
силуэтом:
Барельефы;
Врезные рельефы с углубленным контуром.

Заупокойные подношения
Рельеф из гробницы принцессы

Слайд 20

Древнее царство Живопись

Росписи отличались чистотой линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов и колорита.
Использовались

Древнее царство Живопись Росписи отличались чистотой линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов
сочные и чистые цвета: золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски.

Раскрашенный рельеф из гробницы Мерерука.

Слайд 21

Среднее царство

Началом Среднего царства Считается приход к власти Фиванской династии.
В этот период

Среднее царство Началом Среднего царства Считается приход к власти Фиванской династии. В
развиваются самостоятельные центры, появляется городская жизнь.

Фиванская триада: боги Хонсу, Мут, Амон и фараон Рамзес III
Папирус, ХХ династия

Слайд 22

Среднее царство Архитектура

Перед архитекторами этого периода ставится задача соединить традиционную пирамиду фараонов с

Среднее царство Архитектура Перед архитекторами этого периода ставится задача соединить традиционную пирамиду
скальной гробницей, принятой в Фивах.

Храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-бахори, реконструкция

Слайд 23

Среднее царство Архитектура

Такой храм-усыпальница имел две террасы и широкий пандус, завершавшийся открытым двориком

Среднее царство Архитектура Такой храм-усыпальница имел две террасы и широкий пандус, завершавшийся
с портиком, колонным залом и святилищем, частично вырубленным в скалах.

Храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-бахори, план

Слайд 24

Среднее царство Архитектура

Вход в храм оформлялся в виде двух башен, прямоугольных в плане

Среднее царство Архитектура Вход в храм оформлялся в виде двух башен, прямоугольных
– пилонов.
Перед пилонами ставили обелиски, верхушки которых обивали медными листами.

Пилоны и обелиски на алее сфинксов в Луксоре

Слайд 25

Среднее царство Скульптура

Пропорции фигур становятся более стройными.
Появляются реалистические переживания, раскрывается характер.

Голова Сенусепта III

Среднее царство Скульптура Пропорции фигур становятся более стройными. Появляются реалистические переживания, раскрывается характер. Голова Сенусепта III

Слайд 26

Среднее царство Скульптура

Изображения фараонов теперь устанавливают не только в тайниках, но и на

Среднее царство Скульптура Изображения фараонов теперь устанавливают не только в тайниках, но
виду у всех.

Танийский сфинкс Аменемхета III

Слайд 27

Среднее царство Живопись

Рельефы и росписи стали более реалистичными и самостоятельными.
Появились изображения животных и

Среднее царство Живопись Рельефы и росписи стали более реалистичными и самостоятельными. Появились
сцен охоты, сражений.
Появились новые оттенки цвета, стали применяться полутона.

Роспись из гробницы номарха Хнумхетепа в Бени-Хасане

Слайд 28

Среднее царство Живопись

Среднее царство Живопись

Слайд 29

Новое царство I половина

Наиболее распространенный тип этого периода – здание с четким прямым

Новое царство I половина Наиболее распространенный тип этого периода – здание с
делением на три части:

Храм Исиды на о.Филе.

Открытый дворик, обнесенный колоннадой;
Колонный зал;
Святилище.

Слайд 30

Новое царство I половина

Храм Исиды на о.Филе. Реконструкция интерьера.

Новое царство I половина Храм Исиды на о.Филе. Реконструкция интерьера.

Слайд 31

Новое царство I половина

Карнакский храм Амона в г.Фивах.

Новое царство I половина Карнакский храм Амона в г.Фивах.

Слайд 32

Новое царство I половина

Луксорский храм.

Новое царство I половина Луксорский храм.

Слайд 33

Новое царство I половина

Заупокойный храм царицы Хатшепсут.

Новое царство I половина Заупокойный храм царицы Хатшепсут.

Слайд 34

Новое царство Амарнское царство

Фараон Аменхотеп IV провел социальную и религиозную реформу.
Старые боги были

Новое царство Амарнское царство Фараон Аменхотеп IV провел социальную и религиозную реформу.
объявлены ложными, провозглашено новое божество – солнце-Атон.

Расписная известняковая стела с изображением царской семьи под лучами солнца-Атона

Слайд 35

Новое царство Амарнское царство

Столица из Фив была перенесена в Ахетотон (небосклон Амона).
Свое имя

Новое царство Амарнское царство Столица из Фив была перенесена в Ахетотон (небосклон
Аменхотеп изменил на Эхнатон (дух Атона).

Эхнатон. Современный вид

Эхнатон. Реконструкция

Слайд 36

Новое царство Амарнское царство

В архитектуре новым было – отсутствие в храмах колонных залов

Новое царство Амарнское царство В архитектуре новым было – отсутствие в храмах
и наличие огромных открытых дворов с жертвенниками.
В этот период было создано множество скульптурных портретов, отличающихся человечностью.

Бюст фараона Эхнатона

Голова Нефертити

Слайд 37

Новое царство II половина

Приемник фараона Эхнатона – Тутанхомон (муж его дочери) под влиянием

Новое царство II половина Приемник фараона Эхнатона – Тутанхомон (муж его дочери)
жрецов вернул столицу в Фивы.
Его погребение поражает роскошью, являясь ярким примером заупокойного культа того времени.

Интерьер гробницы Тутанхомона

Золотая маска мумия Тутанхомона

Слайд 38

Новое царство II половина

В это время также были созданы небывалые по размерам скальные

Новое царство II половина В это время также были созданы небывалые по
храмы.
Например, заупокойный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.

Слайд 39

1.2. Древний Египет

Египтяне строили свои фигуры по строго предписанному канону.
Объективная величина фигуры

1.2. Древний Египет Египтяне строили свои фигуры по строго предписанному канону. Объективная
образуется из увеличения основного размера.
Метод, по которому пропорции фигуры получают путем сложения какого-либо основного размера, называется суммарным методом или методом сложения.
В фас изображались: плечи, туловище. В профиль- голова, ноги.

Слайд 40

Объективная величина изображения фигуры человека была получена с помощью решетчатой сетки, изображенной

Объективная величина изображения фигуры человека была получена с помощью решетчатой сетки, изображенной
вместе с мужской фигурой времен Древней Империи и базировавшейся на основном размере (модуле) ноги (от ступни до лодыжки) или на ширине ладони.
Сложением модулей были стандартизированы размеры фигуры по высоте, ширине и длине шага: высота макушки расположена на уровне 18 модулей, подбородок - 16, ключица - 15, колено - 5 и т.д.

Слайд 41

Египетские рисунки фигур, определяющие пропорции, с указанием системы координат (период Древнего царства)

Египетские рисунки фигур, определяющие пропорции, с указанием системы координат (период Древнего царства)
и координатной сетки (период Среднего царства), на основе которых строились фигуры.

Слайд 42

Конец XV в. до н. э.

Конец XV в. до н. э.

Слайд 43

1. История портрета 1.1 Древний Восток

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые

1. История портрета 1.1 Древний Восток Зарождение портретного искусства относится к глубокой
значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. (Сохранившиеся изображения лиц предшествующего периода — искусства Месопотамии, являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт).
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Поэтому на канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим.

Слайд 44

Известные портреты периода Древнего Царства

Рахотеп и Нофрет IV династия

вельможа Ти

Хефрен

Известные портреты периода Древнего Царства Рахотеп и Нофрет IV династия вельможа Ти Хефрен Хемон Ранофер

Хемон

Ранофер

Слайд 45

Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу

Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу
нос, подчеркнуто большие губы. В эпоху V династии власть фараона постепенно ослабевает, и начинают появляться портреты земельной знати, частных лиц. Пропорции тела удлиняются, увеличивается красивая линия силуэта.
Со временем содержание древнеегипетского портрета углубляется (особенно в одухотворённых образах эпохи Нового царства периода
Эль-Амарны, XIV в. до н. э.). Наиболее прославленным египетским портретистом является скульптор Тутмос Младший, работавший в эту эпоху. Его самые известные работы — портреты царицы Нефертити.

Тутмос Младший.
портреты царицы Нефертити.

Слайд 46

1.2.Древний Египет.
В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их

1.2.Древний Египет. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их
богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм.  Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе.

«Дикая кошка». Роспись гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане. Египет. 20 в. до н. э.

Слайд 47

Архитектура Древнего Египта

От цивилизации древнего Египта до нас дошло множество различных

Архитектура Древнего Египта От цивилизации древнего Египта до нас дошло множество различных
гробниц и храмов.
Основные виды гробниц:
Пирамиды (мастаба в первоначальном варианте);
Наземные заупокойные храмы;
Скальные и полускальные;
Пещерные.

Великие пирамиды в Гизе.

Имя файла: Искусство-Древнего-Египта.pptx
Количество просмотров: 1945
Количество скачиваний: 55