Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма

Содержание

Слайд 2

Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё

Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё
более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни.
Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке.

Слайд 3

В конце 18 века появляется литературное направление – сентиментализм, которое открыло новые

В конце 18 века появляется литературное направление – сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка.
возможности поэтического языка.

Слайд 4

Н.М.Карамзин –
признанный глава
и лучший представитель
русского сентиментализма.

В литературе сентиментализма
изображалась

Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма. В литературе сентиментализма
не столько сама действительность,
сколько её отражение в чувствах
повествователя и персонажей.

Слайд 5

«Новый слог» в произведениях сентиментализма.

Русские сентименталисты выступили против устаревшей стилистической теории

«Новый слог» в произведениях сентиментализма. Русские сентименталисты выступили против устаревшей стилистической теории
и практики классицизма, провозгласили тезис «писать как говорят и говорить как пишут».
Освободили от архаизмов и обновили лексику литературного языка.

Слайд 6

Особенности языка произведения сентиментализма.

…я поклонилась бы ему с улыбкою
и сказала бы

Особенности языка произведения сентиментализма. …я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала
приветливо:
"Здравствуй, любезный пастушок!
Куда гонишь ты стадо свое?
И здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".

Эпизод из повести «Бедная Лиза»

Какие слова и выражения делают речь героини
столь поэтичной?

Слайд 7

…я поклонилась бы ему с улыбкою
и сказала бы приветливо:
"Здравствуй,

…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный
любезный пастушок!
Куда гонишь ты стадо свое?
И здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".

Специально отобраны
прекрасные предметы
и слова, несущие определённую
стилистическую и
эмоциональную окраску, -
они передают
нежное трогательное
чувство Лизы

любезный пастушок,
с улыбкою,
зелёная трава,
алеют цветы

Слайд 8

Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в тексте.

Сравните

Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в тексте.

Своё стадо
Твоих овец
Твоей шляпы
Стадо своё
Овец твоих
Шляпы твоей

Карамзин открыл в языке возможности
изображения чувства, тонких движений
человеческой души, средства поэтизации
любовного переживания.

Слайд 9

Что является предметом изображения в сентиментализме?

Не служение государству, а человеческие чувства, личные

Что является предметом изображения в сентиментализме? Не служение государству, а человеческие чувства,
переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению писателей-сентименталистов.
В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу.
Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза».

Слайд 10

Об условности «нового слога»

Допустив в литературу простых людей, сентименталисты изображали их совершенно

Об условности «нового слога» Допустив в литературу простых людей, сентименталисты изображали их
условно, нисколько не заботясь о каком-либо соответствии применяемых способов языкового выражения реальному облику этих людей и реальным условиям их жизни.
Эта условность изображения персонажей и окружающей их обстановки , природы вела к условности, искусственности «нового слога».

Слайд 11

Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения.

Лиза спала очень

Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения. Лиза спала очень худо.
худо. Новый гость души ее,
образ Эрастов, столь живо ей
представлялся, что она почти всякую минуту
просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения
солнечного Лиза встала, сошла на берег
Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись,
смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе
и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли
на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина.
Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение:
рощи, кусточки оживились, птички
вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки,
чтобы напиться животворными лучами света.

Слайд 12

На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения.
Соответственно подбирались

На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения. Соответственно
«приятные», «красивые» слова.
Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась перифраза.
Текст насыщался сравнениями, метафорами.
Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им «красивые» слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью.

далее

Слайд 13

Словарь

Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περί

Словарь Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περί
— «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание») — в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).
В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит» вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).
Частным случаем перифраза является эвфемизм — описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»).

назад

Слайд 14

В произведениях сентиментализма
изображается природа,
только особая – тихие пруды со склонёнными

В произведениях сентиментализма изображается природа, только особая – тихие пруды со склонёнными
над водой ивами, освещённые лунным
светом рощи, картины гармонии человека
с природой.

Слайд 15

Услужливая Лиза, не дождавшись
ответа от матери своей
- может быть,

Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей - может быть, для
для того, что она его знала наперед,
побежала на погреб -
принесла чистую
кринку, покрытую чистым
деревянным кружком,
- схватила стакан, вымыла,
вытерла его белым полотенцем,
налила и подала в окно,
но сама смотрела в землю.

Как изображается
быт в произведении
сентиментализма?

.

Быт сентименталисты изображают очищенным от всего низменного.

Все предметы быта соответствуют чистой душе героини.

Слайд 16

Изображение человека в произведении сентиментализма

Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения, на

Изображение человека в произведении сентиментализма Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения,
противоречия внутренней жизни.

А Лиза любит всем сердцем, вся её жизнь окрасилась этим чувством. И писатель показывает, что думает, как чувствует героиня.

Эраст в повести Карамзина – человек с добрым сердцем, но ветреный и слабый. Увидев Лизу, он полюбил её, но, столкнувшись с трудностями, совершил предательство.

Слайд 17

Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности.

Кто из героев заслуживает
восхищения

Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности. Кто из героев заслуживает
автора? И почему?

Прекрасна искренняя,
чистая Лиза, умеющая
самоотверженно любить.

Прекрасна её мать,
которая хранит память
об умершем муже и
любит свою дочь.

И даже Эраст достоин прощения,
потому что он раскаялся: до конца дней был несчастлив,
не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Поэтому Карамзин высказывает надежду
на примирение героев в ином мире.

Слайд 18

Живопись эпохи сентиментализма.

Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла не

Живопись эпохи сентиментализма. Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла
парадный, а интимный портрет.

Всмотритесь
в портрет М.И.Лопухиной,
созданный художником
В.Л.Боровиковским.

Слайд 19

Это идеальный
образ человека,
наделённого чувством.
Мечтательность, задумчивость
выражения лица
молодой женщины

Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой женщины

гармонирует с природой,
на фоне которой
она изображена.
Эти чувства переданы
и в колорите картины –
в её голубоватых
размытых тонах.

Слайд 20

Об этом портрете писал Я.П.Полонский.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И

Об этом портрете писал Я.П.Полонский. Она давно прошла, и нет уже тех
той улыбки нет, что молча выражали
Страданье, тень любви и мысли, след печали,
Но красоту её Боровиковский спас.

Слайд 21

Практикум. Сравните описания внешности героинь.
Какие языковые средства используют авторы? Сделайте вывод

Практикум. Сравните описания внешности героинь. Какие языковые средства используют авторы? Сделайте вывод

о различии словесного выражения в произведениях
сентиментализма и реализма.

Много цветов в поле, в рощах и
на лугах зеленых,
но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много было
красавиц в Москве белокаменной,
ибо царство Русское искони
почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица
не могла сравняться с
Натальею - Наталья была всех
прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее –
и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не
будет иметь совершенного
понятия об алости щек Натальиных.

А на пятнадцатом году она
стала совсем как девушка,
и народ дивился ее
миловидности:
золотисто-белый цвет ее
продолговатого лица
чуть играл топким румянцем;
брови у нее были густые,
светло-русые, глаза синие;
легкая, ладная, - разве что
не в меру высокая,
тонкая и долгорукая, -
тихо и хорошо поднимала
она длинные свои ресницы.

«Наталья, боярская дочь», Карамзин

«Аглая», Бунин

Слайд 22

Обобщим сказанное

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment

Обобщим сказанное Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц.
— чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма.
Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой.
Имя файла: Изображение-жизни-и-слово-в-искусстве-сентиментализма.pptx
Количество просмотров: 268
Количество скачиваний: 0