Слайд 2Виды изобразительно-выразительных средств.
Слайд 3Тропы (лексические средства).
Троп (от др.-греч. tropos — оборот) — слова и выражения,
используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом — поэтической семасиологией.
Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет.
Слайд 4Гипербола
Гипе́рбола (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») —образное выражение, содержащее явное и
намеренное преувеличение, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов — Маяковский.
И будь я хоть негром преклонных годов,
и то б без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин.
В. Маяковский
Слайд 5Литота
Лито́та (от др.-греч. λιτότης — простота, малость, умеренность) — троп, имеющий значение
преуменьшения или нарочитого смягчения.
Многие литоты являются устойчивыми оборотами. Значительная их часть является фразеологизмами или идиомами: «черепашьи темпы», «рукой подать», «денег кот наплакал», «небо показалось с овчинку».
Слайд 6Перифраза
Перифра́за— в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью
нескольких.
В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат»
Слайд 7Фигуры речи (синтаксические средства).
Фигу́ра— термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые
не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Наиболее распространенные: анафора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, эпифора и другие.
Слайд 8Анафора
Ана́фора— стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или
группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища.
А. С. Пушкин
Слайд 9Хиазм
Хиазм— риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных
рядах слов (например, фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»).
Примеры:
«Честь нашей части — это часть нашей чести».
«Суббота для человека, а не человек для субботы»
Слайд 10Риторический вопрос
Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который
заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден.
Кто виноват и что делать?
«А судьи кто?» (Грибоедов. Горе от ума)
«Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (Пушкин. Медный всадник)
Слайд 11Фонетические средства
Также в отдельную группу выделяют фонетические изобразительно-выразительные средства. К ним относятся,
например: аллитерация и ассонанс.
Слайд 12Аллитерация
Аллитерация — литературный приём, состоящий в повторении одного или нескольких согласных звуков.
Основной
функцией аллитерации является звукоподражание («Шипенье пенистых бокалов // и пунша пламень голубой» — Пушкин).