Канон православной иконы

Содержание

Слайд 2

Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому

Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому
что иконописцы работали в каноне

Слайд 3

Требования канона

Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением и выделяющимися

Требования канона Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением и
краями. Доску покрывают паволокой, на которую наносится слоями грунт – левкас.
По левкасу сначала наносится контур, а после мастером, взявшим заказ икон и благословение от священника, пишется образ темперой, краской на яичном желтке.

Слайд 4

Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси
(кальки с контурами

Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси (кальки с контурами лика)
лика)

Слайд 5

Определенная последовательность нанесения красочного слоя

Определенная последовательность нанесения красочного слоя

Слайд 6

Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга
В последнюю

Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга В
очередь добавлялись, так называемые, пробела, чтобы оживить образ нанесением света и теней.

Слайд 7

Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев.
Первый слой —

Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. Первый слой —
щит из деревянной доски (или кусок холста) — является ее основой.
Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем.
Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной.
Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Слайд 8

Икона — это окно в священный (сакральный) мир

Вид перспективы, применяемый в

Икона — это окно в священный (сакральный) мир Вид перспективы, применяемый в
византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения
Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Слайд 9

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в
иной мир.
Икона есть видимое невидимого.
Икона - это окно в горний мир Духа

Слайд 10

Символы иконописи

Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие;
большие глаза — проникновение в

Символы иконописи Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие; большие глаза — проникновение
божественные тайны;
тонкие губы — аскетизм;
удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту деяний;
наклон головы — внимание к Божественному внушению, голосу Божьему;
чуть склоненная фигура — покорность воле Божией.

Слайд 11

Именословное перстосложение

С таким жестом обычно изображают на иконах Иисуса Христа.
Каждый палец при

Именословное перстосложение С таким жестом обычно изображают на иконах Иисуса Христа. Каждый
этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IС ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец слегка согнут и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос).

Слайд 12

Символика цвета

Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
В иконах мы

Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В
встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

Слайд 13

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то
же время и цвет царский.
Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Слайд 14

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Слайд 15

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому «означает» или символизирует свет.
«означает» или символизирует свет.

Слайд 16

Строгость, покой, умиротворение….

Строгость, покой, умиротворение….
Имя файла: Канон-православной-иконы.pptx
Количество просмотров: 248
Количество скачиваний: 0