Кануков Инал Дударович (1850—1899) 

Слайд 2


Инал Дударович Кануков родился в 1851 г. в сел. Кануковых (ныне сел.

… Инал Дударович Кануков родился в 1851 г. в сел. Кануковых (ныне
Гизель) в семье состоятельного тагаурского алдара, представителя осетинской знати. Восьми лет, в 1859 г., он был определен в приготовительный класс Ставропольской гимназии. Но отец, поддавшись агитации генерал-майора М. Кундухова решил уехать в Турцию. Он забрал девятилетнего Инала из гимназии и весной 1860 г. с семьей и другими горцами отправился в далекий путь. Однако Дудар скоро понял, что в Турции хуже, чем на родине, и, прожив там всего две недели, вернулся с семьей в Осетию и поселился в селении Брут, а Инал продолжил учебу в Ставропольской гимназии. Не окончив ее в январе 1871 г. он приехал в Осетию. Позже, в августе 1872 г., экстерном сдал экзамен за гимназию и получил аттестат. В сентябре того же года Инал поступил в военно-артиллерийское училище в Москве и окончил его в 1874 г. в чине поручика. Служа в русской армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.  

Слайд 3


Последующиё 18 лет он провел в Сибири, на Дальнем Востоке, в Уссурийском

… Последующиё 18 лет он провел в Сибири, на Дальнем Востоке, в
крае, до 1884 г. находился на военной службе. В том же году, выйдя в отставку, он переехал во Владивосток. Здесь он год работал учителем школы, секретарем городской управы, сотрудничал в местной периодической печати. Все эти годы Кануков не забывал о родине, мечтал вернуться на Кавказ. 
Жил в селении Брут у племянника. 
Многолетние скитания, тяжелая жизнь вдали от родины, всяческие лишения подорвали его силы и здоровье, и он скончался от туберкулеза весной 1899 г. в селении Брут, где и был похоронен. 
Инал Кануков прекрасно владел осетинским языком, но произведения свои создавал на русском языке: осетинской прессы тогда еще не было. 

Слайд 4


Писательская деятельность И. Канукова началась еще во время его учебы в Ставропольской

… Писательская деятельность И. Канукова началась еще во время его учебы в
гимназии. По времени она делится на два периода. К первому периоду относятся произведения, которые он написал еще на Кавказе в 1870—1879 гг.; очерки «В осетинском ауле», «Горцы-переселенцы», «Кровный стол»; рассказы «Две смерти», «Воровство—месть», публицистические статьи. Второй период—это стихи, статьи, фельетоны, написанные после 1879 года в Сибири и на Дальнем Востоке. 
В творчестве Канукова нашли отражение некоторые реальные явления в истории осетинского народа: изменения, связанные с крестьянской реформой, переселение горцев в Турцию и др. 

Слайд 5


Самым ранним произведением Канукова был его очерк «В осетинском ауле», который он

… Самым ранним произведением Канукова был его очерк «В осетинском ауле», который
написал в 1870 г. еще будучи учеником гимназии и в 1875 г. опубликовал в VIII выпуске «Сборника сведений о кавказских горцах». В очерке автор правдиво отобразил осетинскую деревню пореформенной поры, нарисовал картины нищеты народа, его быт, обычаи, верование, социальные отношения между простыми крестьянами и «сильными мира сего», распад феодальных устоев и зарождение буржуазии в Осетии. Писатель осуждает алдаров, которые не хотят приспособиться к новым условиям и проводят жизнь в праздных разъездах, живут за чужой счет. «Теперь времена другие настали, Бибо,—говорит Хатахцико,—времена джигитства миновали... пора расстаться с оружием и взяться за соху»... 

Слайд 6


С особым чувством относится писатель к положению женщин-горянок в условиях патриархального уклада

… С особым чувством относится писатель к положению женщин-горянок в условиях патриархального
жизни. «Бедная осетинка! Скоро ль ты избавишься от положения рабыни?» - с гневом и болью вопрошает автор. Он с удовлетворением говорит о том, что горцы начинают сознавать значение просвещения и развития промышленности. Против могущественного напора цивилизации не устоят никакие традиции старины,—утверждает писатель,—и слава богу, что цивилизация забросила к нам луч свой». 
К теме переселения горцев Кануков вновь возвратился в статье «От Александрополя до Эрзерума» (1878); в ней автор более четко и верно характеризует причины переселения. 
В своем лучшем произведении, рассказе «Две смерти» И. Кануков реалистически описал исполнение одного из самых реакционных народных обычаев—кровной мести. Против вредных обычаев писатель выступил и в статье «К вопросу об унйчтожении вредных обычаев среди кавказских горцев» и др. 
Имя файла: Кануков-Инал-Дударович (1850—1899) .pptx
Количество просмотров: 469
Количество скачиваний: 2