Слайд 2КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич
(1809-42), русский поэт.
Стихи о деревенской жизни, радости труда
и общения с природой («Не шуми ты, рожь», 1831; «Песня пахаря», 1831; «Косарь», 1836) близки по своей поэтике народным песням; многие положены на музыку.
Стихотворение «Лес» (1837) посвящено памяти А. С. Пушкина.
Слайд 3Родился 3 (15) октября 1809 в Воронеже в купеческой семье.
Отец был потомственным
торговцем скотом. Начальное образование Кольцов получил дома под руководством учителя-семинариста. В 1820 поступил в Воронежское уездное училище. Учеба затруднялась тем, что отец начал приучать единственного сына и наследника к торговой деятельности и через год забрал его из училища.
Слайд 4Кольцов чтением восполнял недостаток образования.
Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Его кумиром был
поэт И.Дмитриев, в подражание которому написано первое стихотворение Кольцова Три видения (1825). На развитие Кольцова оказало влияние его общение с гимназистами и семинаристами, которые собирались для литературных бесед в книжной лавке Д.Кашкина. Впоследствии его наставником стал воронежский семинарист А.Серебрянский, прививший Кольцову интерес к философии.
Слайд 5Любовь
В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучен с крепостной
девушкой, на которой хотел жениться), и это сказалось в его стихах: « Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832) и др.
Слайд 6Первая публикация
Переняв семейное дело, Кольцов успешно занимался прасольской деятельностью. Его первая стихотворная
публикация (4 стихотворения) в 1830 была анонимной. Тогда же произошло знакомство Кольцова с публицистом Н.Станкевичем, который обратил внимание на стихи поэта-самоучки и во время деловой поездки Кольцова в Москву (1831) ввел его в литературный круг, познакомил с В.Г.Белинским.
Слайд 7«Перстень» («Кольцо»)
В том же году были опубликованы первые подписанные стихи Кольцова Вздох
на могиле Веневитинова, Мой друг, мой ангел милый... и др. В 1831 в «Литературной газете» было опубликовано одно из самых известных стихотворений Кольцова «Перстень» (позднее название – «Кольцо»). Эта публикация сопровождалась отзывом Станкевича о Кольцове.
Слайд 8Перстень
Перстенёчек золотой,
Ненаглядный, дорогой!
Светлой памятью любви
В очи чёрные гляди.
Если грустно будет ей
–
Ты потускни, почерней;
Если радость – изменись,
Весь алмазом разгорись!
Слайд 9Романсы
В этот период творчество Кольцова было во многом подражательным – так,
влияние В.А.Жуковского чувствовалось в элегии «Не мне внимать напев волшебный» (1830). Кольцов писал романсы, мадригалы, триолеты. Вскоре обратился к жанру литературных песен, которые вошли в его единственный прижизненный поэтический сборник Стихотворения (1835), средства на который собрали Станкевич и Белинский.
Слайд 10Песни
Лирический герой песен Кольцова – крестьянин («Песня пахаря», 1831, «Размышления поселянина»,
1832, «Косарь», 1836, и др.). Критики отмечали связь песен Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом, языковом и др. уровнях. Песни индивидуальным образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры.
Слайд 11«Разлука»
Особое место среди песен Кольцова занимала любовная лирика. В стихотворениях «Молодая жница»
(1836), «Пора любви» (1837), «Последний поцелуй» (1838), «Разлука» (1840) и др. тонко описывались различные оттенки любовного переживания. Это отличало песни Кольцова от фольклорных любовных песен – как правило, менее разнообразных именно в описании эмоциональных нюансов. Индивидуальный характер кольцовских песен был отмечен многими писателями. М.Е.Салтыков-Щедрин считал их главной приметой «жгучее чувство личности».
Слайд 12Перелом
Переломным в творческом развитии Кольцова стал 1836. Круг его общения стал
необычайно широк, в него входили многие выдающиеся литераторы, музыканты, художники, артисты Москвы и Петербурга: Ф.Глинка, М.Катков, М.Погодин, М.Щепкин, П.Мочалов, П.Плетнев, А.Венецианов и др. Кольцов познакомился с П.Вяземским, В.Одоевским, В.Жуковским.
Слайд 13Журналы «Телескоп», «Сын отечества», «Московский наблюдатель»
Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын
отечества», «Московский наблюдатель» и др. По замечанию Н.Каткова, Кольцову, несмотря на недостаток образования, были доступны «самые утонченные чувствования, самые сложные сочетания душевных движений». А.С.Пушкин опубликовал стихотворение Кольцова «Урожай» (1835) в «Современнике». На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением «Лес» (1837).
Слайд 14В жанре думы…
В 1836–1837 Кольцов много писал в жанре дум. В них
он пытался разрешить важнейшие религиозно-философские вопросы: связь человеческой жизни с тайной мироздания, пределы познания и т.п. О тематике дум говорят их названия – «Царство мысли» (1837), «Человеческая мудрость» (1837), «Божий мир» (1837), «Жизнь» (1841). Некоторые критики видели в думах Кольцова «претензии полуграмотного прасола на философское умничанье», другие считали, что они «красноречиво говорят за необыкновенную личность самоучки».
Слайд 15«Читать, учиться…»
Кольцов собирал народные песни, однако относился к ним скептически, считая, что
они «похабщиной битком набиты. Стыдно сказать, как наш русский народ бранчлив». В 1840 Кольцов писал Белинскому: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем... Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли – и сесть в горницу, читать, учиться».
Слайд 16Последнее…
Умер Кольцов в Воронеже 29 октября (10 ноября) 1842.
Слайд 17Что вы запомнили?
Когда родился Кольцов ?
1809
Где он родился?
В Воронеже