Слайд 2Равновесие
Соразмерность
Пропорциональность
Единство
Гармония
Слайд 3Единство композиции воспринимается практически мгновенно, зато нюансы обнаруживаются не сразу, они позволяют
рассматривать ее сколь угодно длительное время и находить при этом все новые и новые созвучия и рифмы.
Слайд 4«Но результатом живописи ...является гармоническая пропорция, наподобие той, как если бы много
различных голосов соединились вместе в одно и то же время и в результате этого получилась бы такая гармония, которая настолько удовлетворила бы чувство слуха, что слушатели остолбенели бы и становились чуть живыми от восхищения. В результате этой пропорциональности получается то единое созвучие, которое служит глазу так же, как музыка уху»
(Леонардо да Винчи)
Слайд 5Единство — средство устранения, сглаживания, примирения возникающих конфликтов. Конфликт заложен уже в
самой природе плоского изображения — картины, рисунка, фотографии. Это главный конфликт между плоскостью носителя (холст, бумага, фотобумага), которая часто не скрывается (мазок, шероховатая, структурная бумага), и пространственностью воспринимаемого изображения.
Бывают конфликты неразрешимые, это всевозможные иллюзии, нарушения перспективы, в том числе обратная перспектива.
Вообще же всякое случайное сочетание различных фигур — это сплошные конфликты, начиная с конфликтов несовместимых форм, размеров или цветов и кончая борьбой за первенство между фигурами и группами.
Можно говорить не только о формальном, но также и о смысловом единстве как непротиворечивом ансамбле предметов, опять-таки все необходимое и ничего лишнего.
Слайд 6Единство как особого рода гармоническое объединение разных по
форме, тональности и по размеру
компонентов существует на нескольких
уровнях:
• единство двух или нескольких элементов;
• единство всех элементов в группе;
• единство нескольких групп между собой;
• единство отдельной группы и композиции в целом.
То есть единство осуществляется в малом и большом.
Слайд 7Именно гармония — самое сложное в композиции. Равновесие или пропорциональность не так
трудно рассчитать или сконструировать, но привести все отношения к гармонии — вот главная задача для художника.
Слайд 8Единство компоновки и рамки
Кадрирование: уточняем равновесие фигур в кадре и находим оптимальный
формат рамки, лучше всего согласующийся с сочетанием фигур, тональностей и направлений в кадре.
В отдельных случаях кадрирование способно изменить и смысл изображения, его прочтение зрителем.
Слайд 9Можно говорить о единстве рамки и компоновки в целом, но также и
о единстве каких-то фигур или их элементов с рамкой как геометрической фигурой.
Вертикаль и горизонталь — главное, что заложено в прямоугольнике рамки, это, как камертон, первая нота, с которой все начинается.
Если в ансамбле фигур заданы вертикальное и горизонтальное направления, то такая компоновка воспринимается как более замкнутая. Края и углы рамки становятся чем-то обязательным, ибо находят отклик в компоновке.
А сама компоновка как бы собрана специально для данного формата, то есть выглядит законченной в своей ограниченности, вертикальные и горизонтальные элементы фигур оправданы рамкой.
В этом случае рамка — это не только граница, но и необходимая часть компоновки, ее продолжение и логическое завершение.