Конфуцианство в древнем Китае

Содержание

Слайд 2

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ

В Китае подобно Индии возникновение философии предшествовало возникновению рабовладельческого

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ В Китае подобно Индии возникновение философии предшествовало возникновению
строя. Однако, если в Индии главное внимание сосредоточено на внутреннем мире человека, то в Китае на передний план выходят политические проблемы. Это обосновывается происходившими в то время массовыми выступлениями низов населения и кровопролитными войнами.

Добрые боги Китая (А. Н. Фанталов, рисунок тушью).

Слайд 3

КОНФУЦИАНСТВО

Особое место в китайской теоретической мысли принадлежит конфуцианству, названному по имени основоположника

КОНФУЦИАНСТВО Особое место в китайской теоретической мысли принадлежит конфуцианству, названному по имени
Кун Фу-цзы. В самом китае вместо этого термина используется понятие «Жу цяо» (учение благовоспитанных людей).

Слайд 4

Перечень канонической конфуцианской литературы можно поделить на четверокнижье и пятиканоние. В пятиканонии

Перечень канонической конфуцианской литературы можно поделить на четверокнижье и пятиканоние. В пятиканонии
наиболее важным является «Канон перемен» - древний гадательный памятник, основа которого 64 гексаграммы. В конфуцианстве эти знаки становятся основными философскими понятиями, с помощью которых выражается понятие о мире. В произведении из четверокнижья есть трактат «Рассуждения и беседы», где Кун Цзы излагает основы своего учения.

Слайд 5

Исходным пунктом учения Конфуция является достижение гармонии между нравственным совершенствованием человека и

Исходным пунктом учения Конфуция является достижение гармонии между нравственным совершенствованием человека и
его деятельностью. Такая гармония, по его мнению, - залог построения идеального общества и государства. Социальным идеалом послужил золотой век в истории Китая, правление мифических императоров Яо, Шунь и Юй. За прошедшее время общество Китая деградировало, что выразилось в многочисленных конфликтах. Исходя из этого конфуцианство предлагает принцип «выпрямления имен» (возвращение прежнего смысла словам и понятиям), который будет предпосылкой восстановления прежних норм.

Молодой Конфуций приносит жертву

Слайд 6

Человеколюбие (Жень)
Чувство долга (И)
Знание ритуальной музыки и танцев (Юэ)
Знание правил поведения (Ли)

По

Человеколюбие (Жень) Чувство долга (И) Знание ритуальной музыки и танцев (Юэ) Знание
мнению Конфуция народ не способен самостоятельно осознать своих целей и встать на путь самосовершенствования, он может лишь подражать образцу. Исходя их этого создается образ «идеального мужа» - образцового человека и чиновника. Чтобы стать примером для людей, он наделялся совокупностью добродетелей:

Слайд 7

Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные

Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные
мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Слайд 8

Чтобы сделать идею государства более понятной для народа, оно было отождествлено с

Чтобы сделать идею государства более понятной для народа, оно было отождествлено с
традиционной китайской семьей. В ней отношения строились на принципе Сяо – бесприкословное подчинение младших старшим.
Развивая учение о государстве философ Мэн-Цзы сформулировал концепцию «небесного мандата». Согласно нему место правителя в государстве может занимать только свободный человек. Замена недостойного правителя является восстановлением воли неба.

Слайд 9

Реформированное конфуцианство эпохи Хань, укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В

Реформированное конфуцианство эпохи Хань, укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В
136 до н. э. при императоре У-ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет, поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти.

Храм Сюанькун

Слайд 10

Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни

Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни
и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.

Хань Юй. 韩愈(768—824)

Слайд 11

Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце 19 - начале

Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце 19 - начале
20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать конфуцианство. В период движения 4 мая 1919 с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, конфуцианству был нанесён сильный удар. Тем не менее, даже после создания КНР конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.
Имя файла: Конфуцианство-в-древнем-Китае.pptx
Количество просмотров: 509
Количество скачиваний: 4