Содержание
- 2. Аксинья Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов.
- 3. Григорий Мелехов Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения,
- 4. Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов
- 5. Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал
- 6. Дарья Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория. Ленивая и циничная женщина, она, в
- 7. Ильинична Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст,
- 8. Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и «белые», и «красные»
- 9. Листницкий Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую
- 10. Мишка Кошевой Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью,
- 11. Наталья Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья - «дюже красивая» девушка. У
- 12. Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность и целомудрие не позволили ей до
- 13. Понтелей Прокофьевич Мелехов Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной казак, он не мыслит своей
- 14. Спасая хозяйство, Понтелей приходится со всем «добром» ходить в «отступы», пережидая там бесчинства воюющих. В конце
- 16. Скачать презентацию
Слайд 2Аксинья
Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова.
Аксинья
Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова.

Уже будучи женой Степана, Аксинья встретила свою любовь – молодого Григория Мелехова. В отношениях с ним героиня хочет «за всю жизнь горькую отлюбить». Ради Григория она не побоялась дурной славы в станице, ушла от мужа и стала жить с любимым.
Любовь героини меняется со временем. Поначалу ее чувство было эгоистичным. Своей любовью Аксинья мстила за жизнь в заточении у Степана, за свое высушенное сердце. До определенного момента в описании красоты Аксиньи преобладало слово «порочный».
С рождением дочери красота героини изменилась. У нее появляются «похорошевшие глаза», «уверенно-счастливая осанка».
Аксинья тоже, как и Наталья, на протяжении всего романа борется за Григория. После смерти маленькой дочери она снова уводит Мелехова из семьи. Но теперь ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную. Она думает в первую очередь о Григории, испытывая к нему «почти материнскую нежность». Аксинья пригревает Мишатку, сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи добивается любви ее детей. Будучи до конца преданной Григорию, Аксинья не оставляет его во все время его метаний. В конце романа героиня погибает от красногвардейской пули. Дети и любовь – последнее, о чем будет думать Аксинья.
Слайд 3Григорий Мелехов
Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
Григорий Мелехов
Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова

Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.
Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.
Слайд 4Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не

На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне.
Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными
Слайд 5
Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность
Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность

«– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании.
– Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.
– Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!»
Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору.
С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета»
Слайд 6Дарья
Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория.
Дарья
Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория.

Кроме всего прочего, Дарья распутна. В отсутствие мужа она не брезгует изменять Петру.
Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, которого убил их сосед, большевик Мишка Кошевой. Да и самой Дарье пришлось стать убийцей. Героиня хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова, а после, осознав содеянное, напивается и валяется в полном беспамятстве. Несмотря на все отрицательные качества, Дарья не лишена нравственности. Заразившись сифилисом, она заплывает на середину реки и сознательно тонет.
Слайд 7Ильинична
Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ
Ильинична
Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ

Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей.
Ильинична – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта «твердая старуха» и «слезинки не выронила», а лишь замкнулась в себе.
Она великая труженица, «хлопотунья», с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи.
Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Ильинична до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: «- Гришенька, родненький мой!.. – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!..»
Слайд 8
Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она
Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она

Слайд 9Листницкий
Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской.
Листницкий
Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской.

Именно Листницкий видит в последний раз императора после его отречения от престола: «Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края черной папахи царская рука, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчанием провожавшей последнего императора». Лишь один Листницкий пробует разорвать кольцо унизительного безмолвия народа. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. Когда рушатся его прежние идеалы, Листницкий крайне болезненно это переживает.
Слайд 10Мишка Кошевой
Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону
Мишка Кошевой
Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону

Кошевой – фанатик своего дела. Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы». Злоба и месть Кошевого распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. Он жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской». Кошевой ухаживает за сестрой Григория Мелехова Дуняшкой. Она соглашается на брак с ним, несмотря на то, что Кошевой убил ее старшего брата Петра.
Слайд 11Наталья
Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова.
Наталья
Наталья
Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова.
Наталья

Наталья очень трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Даже став матерью двоих детей, героиня сохранит ладную, степенную фигуру и «широкую рабочую спину».
Родители поженили Григория и Наталью. Мелеховы сразу приняли невестку в свою семью. Наталья покорила Ильиничну и Пантелея Прокофьича своими душевными качествами, трудолюбием.
Слайд 12
Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность
Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность

Слайд 13Понтелей Прокофьевич Мелехов
Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной
Понтелей Прокофьевич Мелехов
Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной

Понтелей Прокофьевич преданно любит свою семью, детей. Он по-детски гордится достижениями Григория - командира повстанцев, искренне радуется появлению двух внуков – продолжения мелеховского рода.
Во времена беспорядков Понтелей не теряет своего главного качества – хозяйственности. Он тащит в дом все, что плохо лежит, что стало «бесхозно». Он даже вывозит откуда-то пулемет и прячет его для «нужд хозяйства». Понтелей умело «калечит» лошадей, чтобы их не забрали проходящие части. Тем самым герой по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи.
Война отняла у Понтелея детей и земляков. Старший сын Петр убит «красным» соседом Мишкой Кошевым, младший сын Григорий в бегах, дочь Дуняшка хочет выйти замуж за убийцу брата.
Слайд 14 Спасая хозяйство, Понтелей приходится со всем «добром» ходить в «отступы», пережидая
Спасая хозяйство, Понтелей приходится со всем «добром» ходить в «отступы», пережидая

В конце жизни, не выдержав испытаний, выпавших на его долю, Понтелей впадает в полное равнодушие. Он начинает ругать свое «добро», потерянное или отобранноеза время войны, - печальный знак сломленности героя. Понтелей смутно догадывается: «Какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью».
В итоге герой умирает, заболев тифом, далеко от дома, в потоке беженцев, спасающихся от войны.