Культура Архангельского Севера до конца XVII века

Содержание

Слайд 2

Художественные промыслы и ремёсла Архангельского Севера

План
Холмогорская резьба по кости.
Резьба и роспись по

Художественные промыслы и ремёсла Архангельского Севера План Холмогорская резьба по кости. Резьба
дереву.
Берестяной промысел.
Народная игрушка.
Тканные и вязаные изделия.

Слайд 3

Словарь

Народные художественные промыслы - производство художественных изделий.
Художественные ремёсла - изготовление изделий, сочетающих

Словарь Народные художественные промыслы - производство художественных изделий. Художественные ремёсла - изготовление
художественную и практическую функции.

Слайд 4

Вопрос для обсуждения

Почему резьбу по кости и дереву можно назвать основным художественным

Вопрос для обсуждения Почему резьбу по кости и дереву можно назвать основным
промыслом на Архангельском Севере?

Слайд 5

1. Холмогорская резьба по кости

«Рыбий зуб» – моржовая кость

Тюлень

Холмогорская корова

Мамонт

1. Холмогорская резьба по кости «Рыбий зуб» – моржовая кость Тюлень Холмогорская корова Мамонт

Слайд 6

Кость резали по всему Северу:
от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга.

Кость резали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга.

Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.

Архангельск

Холмогоры

Сольвычегодск

Великий Устюг

Слайд 7

Ларец

Шахматы

Гребни, украшения

Иконки

Ларец Шахматы Гребни, украшения Иконки

Слайд 8

Много внимания уделялось украшению жилища. Резные доски украшали русскую избу. Яркой и

Много внимания уделялось украшению жилища. Резные доски украшали русскую избу. Яркой и
крупной росписью покрывались места дома, защищённые от дождя.

2. Резьба и роспись по дереву

Слайд 9

Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари,

Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари,
орудий труда. Вещи были не только полезны в быту, но и превращались художником в произведения искусства.
Элементами резного или расписного декора являются символ, мотив, сцена. Так в росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

Слайд 10

Задание 1.
Соотнесите название с изображением:
Берёза
Сосна
Ель
Лиственница
Кап –нарост

1

4

3

2

5

Задание 1. Соотнесите название с изображением: Берёза Сосна Ель Лиственница Кап –нарост

Слайд 11

Задание 2.
Соотнесите изображение с названием

Топор

Ножи

Стамеска

Пила

1

2

7

3

6

5

Напильники

Киянка

4

Скобель

Задание 2. Соотнесите изображение с названием Топор Ножи Стамеска Пила 1 2

Слайд 12

Орнамент обладал сильным чувством ритма (повторение узоров).
В раскраске преобладали звучные цвета,

Орнамент обладал сильным чувством ритма (повторение узоров). В раскраске преобладали звучные цвета,
среди которых любимым был алый, как заря, дополненный зеленым, желтым, коричневым и редко синим.
Синий цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера.

Орнамент и символика

Круг - образ солнца

Фантастический росток – символ весеннего возрождения природы

Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли.

Бытовая сцена – сцена катания

Слайд 13

Зрительная гимнастика «Пальминг»

Зрительная гимнастика «Пальминг»

Слайд 14

С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и

С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и
желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.
Из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и другие предметы домашней утвари. Расписывали их живописными узорами.
Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом. Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги.

3. Берестяной промысел

Береста и быт

Слайд 15

На Русском Севере игрушки делались для детей из доступных материалов – дерева,

На Русском Севере игрушки делались для детей из доступных материалов – дерева,
глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов.
Наиболее известна Каргопольская игрушка.
Мастера-гончары делали глиняную посуду, а из остатков лепили игрушки: всяких животных, величавых баб да мужиков с гармошками.
Важная роль отводилась кукле как символу продолжения рода. Куклу как оберег клали в детскую колыбель. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная или соломенная. Куклы были «безликими». По народным поверьям, кукла «с лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка.

4. Народная игрушка

Каргопольская игрушка

Тряпичная кукла «без лица»

Слайд 16

5. Тканные и вязаные изделия

Узорное вязание

Вышивка

Ткачество

Вышивка золотыми нитями

5. Тканные и вязаные изделия Узорное вязание Вышивка Ткачество Вышивка золотыми нитями

Слайд 17

Обобщение

Вернитесь на первый слайд и при помощи рисунков вспомните все виды художественных

Обобщение Вернитесь на первый слайд и при помощи рисунков вспомните все виды
промыслов и ремёсел на Архангельском Севере? О каких промыслах мы не говорили сегодня?
Холмогоры были центром какого ремесла?
Какие породы дерева использовали умельцы для резьбы и росписи по дереву?
Какой цвет был любимым в раскраске, вышивке, ткачестве?
Почему тряпичная кукла не имела «лица»?
Какой смысл нёс в себе орнамент помимо украшения?
Имя файла: Культура-Архангельского-Севера-до-конца-XVII-века.pptx
Количество просмотров: 302
Количество скачиваний: 1