Культура эпохи Великих потрясений

Содержание

Слайд 2

Отыщи всему начало,

и ты многое

поймёшь.

Козьма Прутков

Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь. Козьма Прутков

Слайд 3

Архитектура

Архитектура

Слайд 4

УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы. Построенный в 1158-1160 годах, он

УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы. Построенный в 1158-1160 годах, он
послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского.

Слайд 5

С учетом опыта возведения Успенского собора во Владимире под руководством итальянского инженера

С учетом опыта возведения Успенского собора во Владимире под руководством итальянского инженера
и архитектора Аристотеля Фьораванти в центре Кремля вырастает Успенский собор.

Он стал главным храмом столицы; отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден издалека и создавал впечатление торжественности и величия.

Слайд 6

Здесь венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты,

Здесь венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты,

происходили постановления в сан митрополитов и патриархов. Здесь же располагались и гробницы этих патриархов. Кроме того, в Успенском соборе находилась православная Святыня всей России – икона Владимирской Божьей Матери

Слайд 7

Неподалёку выросли другие замечательные каменные церкви – Архангельский и Благовещенский соборы.

Неподалёку выросли другие замечательные каменные церкви – Архангельский и Благовещенский соборы.

Слайд 8

Началась перестройка Кремля.

До XVII в. Кремлёвские башни не имели затейливых кремлёвских шатров,

Началась перестройка Кремля. До XVII в. Кремлёвские башни не имели затейливых кремлёвских
венчающих их в наше время, и поэтому крепость выглядела особенно суровой и мощной. Живописные зубцы, главное украшение стен, защищали верхний ярус боя. Красный цвет стены, удачно выбранные пропорции башен и их лаконичное архитектурное убранство прекрасно гармонировали с белыми соборами Кремля. По красоте и неприступности Кремль вошел в число лучших европейских крепостей своей эпохи.

Слайд 9

Своеобразной чертой русского зодчества стало появление шатрового стиля. Под Москвой, в селе

Своеобразной чертой русского зодчества стало появление шатрового стиля. Под Москвой, в селе
Коломенском, возвели шатровый храм Вознесения (1532) на высоком берегу Москвы – реки.

О нём современники сказали: «Весьма чудна высотою и светлостью, такова не была прежде сего на Руси». Устремлённость вверх этого 60 – метрового чуда символизировала вечный порыв человека к Богу.

Слайд 10

Венцом церковного строительства стал созданный архитекторами Бармой и Постником Покровский собор, «что

Венцом церковного строительства стал созданный архитекторами Бармой и Постником Покровский собор, «что на рву».
на рву».

Слайд 11

В народе его называли храмом Василия Блаженного. В нём не один год

В народе его называли храмом Василия Блаженного. В нём не один год
находился известный на Руси юродивый Василий Блаженный, не боявшийся вступать в спор с Иваном Грозным.

Слайд 12

Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове,

Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове,
Нижнем Новгороде.

Дмитриевская башня Нижегородского кремля

Тульский кремль

Слайд 13

Живопись

Живопись

Слайд 14

Культурный взлёт Руси способствовал небывалому развитию церковной живописи. Произведения Феофана Грека, Андрея

Культурный взлёт Руси способствовал небывалому развитию церковной живописи. Произведения Феофана Грека, Андрея
Рублёва, Дионисия стали образцами для подражания на многие века.

Слайд 15

Иконы Феофана Грека – скупые, суровые краски, динамичные мазки быстрой кисти.

«Троица»

«Богоматерь Донская»

«Мельхиседек»

Иконы Феофана Грека – скупые, суровые краски, динамичные мазки быстрой кисти. «Троица» «Богоматерь Донская» «Мельхиседек»

Слайд 16

Иконы Андрея Рублёва – другой взгляд на мир, другая философия жизни. Радость

Иконы Андрея Рублёва – другой взгляд на мир, другая философия жизни. Радость
выражена не в словах, а в красочных видениях. Здесь сама скорбь претворяется в радость.

«Троица»

«Архангел Михаил»

Слайд 17

Иконы Дионисия называют поэзией живописи.

«Распятие»

«О тебе радуется»

«Митрополит Алексий с житием»

Иконы Дионисия называют поэзией живописи. «Распятие» «О тебе радуется» «Митрополит Алексий с житием»

Слайд 18

Книгопечатание

Книгопечатание

Слайд 19

1 марта 1564 года вышел «Апостол» - первая датированная книга Ивана Фёдорова.

1 марта 1564 года вышел «Апостол» - первая датированная книга Ивана Фёдорова.

Слайд 20

На первых порах издавались церковные книги, но позже стали печатать и гражданские.

На первых порах издавались церковные книги, но позже стали печатать и гражданские.
Сам Иван Фёдоров прекрасно понимал значение своей работы. Он сравнивал её с деятельностью сеятеля: «… вместо житных семян духовные семена по вселенной развеять».

Слайд 21

Литература

Литература

Слайд 22

Былины

Произведения Куликовского цикла

Произведения, носящие острый полемический характер

Произведение псковского монаха Филофея

«Лицевой» летописный труд

Былины Произведения Куликовского цикла Произведения, носящие острый полемический характер Произведение псковского монаха Филофея «Лицевой» летописный труд
Имя файла: Культура-эпохи-Великих-потрясений.pptx
Количество просмотров: 123
Количество скачиваний: 0