Культура и искусство первобытного общества

Содержание

Слайд 2

Основные периоды развития первобытной культуры
Палеолит- древний каменный век(ХХХ- XII тысячелетие до н.э.

Основные периоды развития первобытной культуры Палеолит- древний каменный век(ХХХ- XII тысячелетие до
). В конце эпохи палеолита (около тридцати тысяч лет назад) были созданы первые произведения искусства.
2. Мезолит - средний каменный век (ХII-VIII тысячелетие до н.э.)
3. Неолит - новый каменный век (5000 - 3000гг. до н.э.)

Учебный материал

Слайд 3

Палеолитический переворот.
35-40 тысяч лет тому назад.
На рубеже среднего и верхнего палеолита

Палеолитический переворот. 35-40 тысяч лет тому назад. На рубеже среднего и верхнего
закончилась эволюция ископаемых гоминид и появился человек современного вида - Homo sapiens.
Скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные вкладыши, наконечники, сшитая одежда.
Главная социальная инновация - экзогамия - исключение из брачных отношений ближайших родственников. Появилась общественная регуляция брака, род и семья.

Учебный материал

Слайд 4

Неолитическая революция
10 тысяч лет назад в развитии первобытного человека выделяют неолитический

Неолитическая революция 10 тысяч лет назад в развитии первобытного человека выделяют неолитический
переворот(революция):
Появилось земледелие и животноводство
Появились большие постоянные поселения
Возникли союзы племен.
Человек современного вида, являясь результатом биологической эволюции, в период верхнего палеолита, мезолита и неолита прошел большой путь социальной эволюции от человеческого стада до союза племен, от беспорядочных половых отношений к современной форме семьи.

Учебный материал

Слайд 5

Роль мифа в первобытной культуре.
Миф - наиболее древняя система духовных ценностей.
Специфическое миросозерцание,

Роль мифа в первобытной культуре. Миф - наиболее древняя система духовных ценностей.
возникшее в первобытном обществе.
Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Учебный материал

Слайд 6

Мифологическое сознание
Мифологичность – особенность, характерная для мировоззрения людей первобытного общества.
Подобно всей первобытной

Мифологическое сознание Мифологичность – особенность, характерная для мировоззрения людей первобытного общества. Подобно
культуре, носившей нерасчлененный характер, мифология также была единым образованием, в котором были систематизированы все имевшиеся взгляды на мир.
В мифологии содержались зачатки науки и веры, искусства и философии.

Учебный материал

Слайд 7

Ранние формы религии
Магия - вера в способность причинить вред человеку (сглазить, навести

Ранние формы религии Магия - вера в способность причинить вред человеку (сглазить,
порчу).
Анимизм - вера в существование души не только у людей, но и у всех животных, растений, предметов.
Тотемизм - вера в происхождение всех членов рода от какого-либо животного.
Фетишизм - вера в предметы, наделенные сверхъестественными способностями. (Амулет - вера в охранительные свойства предмета, носимого на теле).

Учебный материал

Слайд 8

Первобытный синкретизм.
Мораль (система табу и система поклонений), верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, ритуал),

Первобытный синкретизм. Мораль (система табу и система поклонений), верования (тотемизм, анимизм, фетишизм,
быт(обычаи, игры) искусство (ритуальный танец, песня, наскальный рисунок, орнамент, архитектура, керамика) были взаимосвязаны и неразрывны.
«Все было во всем».
Не было деления на исполнителей и пассивных зрителей - все были участниками ритуальных действий, творцами и потребителями культуры одновременно. Танцы имитировали сцены охоты, рыболовства, собирательства, военные действия. Соединяясь с устным и изобразительным творчеством, танцы превращались в драматические представления в которых люди были и исполнителями и зрителями. Такие представления укрепляли коллективистское начало рода.
Постепенно из этой синкретичной культуры выделяется как самостоятельная ветвь - искусство.

Учебный материал

Слайд 9

Первобытное искусство.
Территориально первобытное (или примитивное) искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды.

Первобытное искусство. Территориально первобытное (или примитивное) искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды.

По времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей до настоящего времени.
Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Учебный материал

Слайд 10

Теории происхождения искусства:
искусство - игра, в которой человек расходует накопленную энергию (Шиллер,

Теории происхождения искусства: искусство - игра, в которой человек расходует накопленную энергию
Хейзинга);
отражение инстинкта имитации;
отражение инстинкта украшения;
возникает как средство коммуникации;
возникает для магических целей;
возникает в результате трудовой деятельности;
биологическая теория (Дарвин);
психоаналитическая теория (Фрейд);
возникло в результате длительного ( в течение 200-300 тысяч лет) пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку (А.Д.Столяр).

Учебный материал

Слайд 11

Особенности первобытного искусства.
однородность форм искусства: сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере

Особенности первобытного искусства. однородность форм искусства: сходство в деталях, технике изготовления, тематике,
изображения - независимо от местонахождения.
изографическая форма и символическое воплощение образа
внеличностный характер
смешение фантазии и реальности
смешение реалистического и символического.

Учебный материал

Слайд 12

Памятники первобытной культуры:
Искусство верхнего палеолита.
Палеолит – период каменного века, к которому относятся

Памятники первобытной культуры: Искусство верхнего палеолита. Палеолит – период каменного века, к
первые произведения искусства. Ритуальные танцы, мобильное искусство, наскальная живопись.
Мобильное искусство - небольшие, легко перемещаемые предметы (статуэтки, гальки с гравированным изображением).
Статуэтки :
зооморфный вид (реалистические изображения)-статуэтки животных. Изображали лошадей, коз, северных оленей.
антропоморфный вид (стилизованный) -25тыс.дон.э. – «палеолитические Венеры».
Материал - камень, кость.

Учебный материал

Слайд 13

Учебный материал
Гагарино Виллендорфская Венера Костёнки

Учебный материал Гагарино Виллендорфская Венера Костёнки

Слайд 14

Наскальная живопись
Искусство верхнего палеолита:
Ориньякский период (30 тыс. до н.э.)- «макароны»;
Мадленский период (12

Наскальная живопись Искусство верхнего палеолита: Ориньякский период (30 тыс. до н.э.)- «макароны»;
тыс. до н.э.) – крупные животные;
Искусство мезолита:
Бытовые сцены;
Искусство неолита:
Появление орнамента;
Петроглифы.

Учебный материал

Слайд 15

Наскальное искусство верхнего палеолита
Ориньякский период (30 тыс. до н.э.)
"макароны" - серии

Наскальное искусство верхнего палеолита Ориньякский период (30 тыс. до н.э.) "макароны" -
прямых волнистых параллельных линий, проведенных пальцем по сырой глине.
Отпечатки рук.

Учебный материал

Слайд 16

Учебный материал
«Макароны» Отпечатки травми- рованных кистей рук
человека из
пещеры Гаргас, Франция.

Учебный материал «Макароны» Отпечатки травми- рованных кистей рук человека из пещеры Гаргас, Франция.

Слайд 17

Учебный материал
Ориньякский период – первая символика.

Учебный материал Ориньякский период – первая символика.

Слайд 18

Наскальное искусство верхнего палеолита
Мадленский период (12 тыс. до н.э.)
пещеры - Альтамира, Нио,

Наскальное искусство верхнего палеолита Мадленский период (12 тыс. до н.э.) пещеры -
Ласко, Фон де Гом , Ла Мадлен - Франция.
появились цветные рисунки животных.
простота форм и расцветок : контуры фигур зверей, выполнены красной или черной краской.
позже - внимание к деталям: штрихами изображали шерсть, появились оттенки красного и желтого цветов.
большие размеры изображений, почти в натуральную величину, отсутствуют композиции.
в пещере Альтамира - зубры - стоящие, лежащие, ревущий, яростный, раненый зубр.
в пещере Ласко - бегущие животные, черным контуром изображены 4 гигантских (около 4 метров каждый) быка, вход охраняет то ли человек в маске, то ли фантастический зверь - туловище носорога, голова антилопы, во лбу рога, на боку круги.

Учебный материал

Слайд 19

Учебный материал
Мадленский период. Изображения лошадей

Учебный материал Мадленский период. Изображения лошадей

Слайд 20

Учебный материал
Пещера Ляско. Изображение быков

Учебный материал Пещера Ляско. Изображение быков

Слайд 21

Учебный материал
Пещера Ляско. Изображение бизонов

Учебный материал Пещера Ляско. Изображение бизонов

Слайд 22

Искусство мезолита.
Наскальное искусство бытовых сцен.
Черные изображения групп людей на охоте, рыбной ловле,

Искусство мезолита. Наскальное искусство бытовых сцен. Черные изображения групп людей на охоте,
передающие движение (длинные ноги, шпагатные прыжки).
В центре композиций коллектив охотников, сцены охоты, военные столкновения племен. Чаще пользовались черной и красной красками, иногда белой.
Отсутствуют изображения женщин. Люди и животные часто изображались силуэтом или тонкими линиями. Изображения стилизованы, абстрактны, часто миниатюрны.
пещеры периода мезолита - грот Минатеда, грот в ущелье Гасулья (Испания) и др.

Учебный материал

Слайд 23

Искусство
мезолита
Охота на оленя.
Росписи
Леванта

Учебный материал

Искусство мезолита Охота на оленя. Росписи Леванта Учебный материал

Слайд 24

Искусство
мезолита
Охота на оленя. Вальторта
Охота на быка

Учебный материал

Искусство мезолита Охота на оленя. Вальторта Охота на быка Учебный материал

Слайд 25

Искусство
мезолита
Охота на быка
Раненый бизон и человеческие фигуры

Учебный материал

Искусство мезолита Охота на быка Раненый бизон и человеческие фигуры Учебный материал

Слайд 26

Искусство неолита.
Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной.
Появились изображения оружия (топоры,

Искусство неолита. Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной. Появились изображения
кинжалы), средств передвижения( лодки)
Распространен орнамент (геометрический, зооморфный, антропомофный).
Широкое распространение получила глиняная скульптура.
В IVтыс. до н.э. появились петроглифы.

Учебный материал

Слайд 27

Учебный материал

Искусство неолита
Петроглифы —  (от греч. pétros — камень и glyphé — резьба, вырезывание) рисунки, выбитые или

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы — (от греч. pétros — камень и
процарапанные на каменной поверхности, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях.

Слайд 28

Искусство
неолита
Петроглифы Карелии
Петроглифы Тамгалы

Учебный материал

Искусство неолита Петроглифы Карелии Петроглифы Тамгалы Учебный материал

Слайд 29

Искусство
неолита
Беломорские петроглифы
Заонежские петроглифы

Учебный материал

Искусство неолита Беломорские петроглифы Заонежские петроглифы Учебный материал

Слайд 30

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Слайд 31

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи- Алян. Личина.

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Сикачи- Алян. Личина.

Слайд 32

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Слайд 33

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Слайд 34

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура.Сикачи-Алян. Животные.

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура.Сикачи-Алян. Животные.

Слайд 35

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Животные.Сикачи-Алян.

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Животные.Сикачи-Алян.

Слайд 36

Учебный материал
Изображения антропоморфных фигур. Алтай.Каракол.

Учебный материал Изображения антропоморфных фигур. Алтай.Каракол.

Слайд 37

Учебный материал
Изображения антропоморфных фигур на могильных плитах. Алтай. Каракол

Учебный материал Изображения антропоморфных фигур на могильных плитах. Алтай. Каракол

Слайд 38

Мегалитическая архитектура
Мегалитические сооружения (III-II тыс. до н.э.):
Менгиры
Дольмены
Кромлехи

Учебный материал

Мегалитическая архитектура Мегалитические сооружения (III-II тыс. до н.э.): Менгиры Дольмены Кромлехи Учебный материал

Слайд 39

Менгиры
men – камень
hir – длинный
- вертикально врытые
в землю камни
от

Менгиры men – камень hir – длинный - вертикально врытые в землю
1 до 20 метров высотой.
Западная Европа, Северная Африка, Индия, Сибирь, Кавказ.

Учебный материал

Слайд 40

Мегалитическая
архитектура
Менгир РЖВ
Менгир на скотном
дворе пос. Муллакаево (Башкортостан)

Учебный материал

Мегалитическая архитектура Менгир РЖВ Менгир на скотном дворе пос. Муллакаево (Башкортостан) Учебный материал

Слайд 41

Мегалитическая
архитектура
Центральная стела мегалитического комплекса Ахуново
Одиночный менгир пос. Нижняя Кийма (Оренбургская обл.)

Учебный материал

Мегалитическая архитектура Центральная стела мегалитического комплекса Ахуново Одиночный менгир пос. Нижняя Кийма (Оренбургская обл.) Учебный материал

Слайд 42

Учебный материал
Карнак (департамент Морбиан)
Аллея менгиров во Франции из 13 рядов, 2613 камней

Учебный материал Карнак (департамент Морбиан) Аллея менгиров во Франции из 13 рядов,

первоначально насчитывалось около 10 000 монументов разной величины
Предназначение - культ Солнца или культ мертвых.

Слайд 43

Учебный материал
Карнак

Учебный материал Карнак

Слайд 44

Дольмены
tol-стол
men-камень, т.е. «каменные столы»
Старейшие датируются IV тыс. до н.э.

Учебный материал

Дольмены tol-стол men-камень, т.е. «каменные столы» Старейшие датируются IV тыс. до н.э. Учебный материал

Слайд 45

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Учебный материал Дольмены Геленджика

Слайд 46

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Учебный материал Дольмены Геленджика

Слайд 47

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Учебный материал Дольмены Геленджика

Слайд 48

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Учебный материал Дольмены Геленджика

Слайд 49

Учебный материал
Орнамент

Учебный материал Орнамент

Слайд 50

Кромлехи
crom-круг
lech-камень
Сложные сооружения из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие

Кромлехи crom-круг lech-камень Сложные сооружения из грубо отесанных каменных блоков, на которых
их плоские каменные плиты. Расположены кругом вокруг центрального камня (Франция, Англия).

Учебный материал

Слайд 51

Стоунхендж
(Stonehenge)
Древнекельтский памятник из огромных каменных столбов, образующих один или несколько кругов до

Стоунхендж (Stonehenge) Древнекельтский памятник из огромных каменных столбов, образующих один или несколько
100 м в диаметре.
Капище – место, где язычники поклонялись своим богам.
Идол – языческое божество

Учебный материал

Слайд 52

Учебный материал
Мегалитическая архитектура.

Учебный материал Мегалитическая архитектура.

Слайд 53

Письменное задание.

Рабочая тетрадь. Тема 2. Культура и искусство
первобытного общества.

Теории происхождения искусства.

Письменное задание. Рабочая тетрадь. Тема 2. Культура и искусство первобытного общества. Теории

- искусство - игра, - отражение инстинкта имитации;
- отражение инстинкта украшения;
- возникает как средство коммуникации;
- возникает для магических целей;
- возникает в результате трудовой деятельности;
- биологическая теория (Дарвин);
- психоаналитическая теория (Фрейд);
- возникло в результате длительного (в течение 200-300 тысяч лет) пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку (А.Д.Столяр).
Задание:
Я являюсь сторонником________________________________________
теории происхождения искусства.
Мои аргументы:_______________________________________________
Ученые, авторы научных работ (монографий, статей, учебников), придерживавшиеся подобной точки зрения:
Обязательно укажите список использованной литературы из библиотеки ВГУЭС, видео материалов из из медиакласса ВГУЭС.

Слайд 54

I. Вопросы для студентов всех специальностей:
1.Периоды развития первобытной культуры.
2.Наскальная живопись.
3.Мегалитическая архитектура.
4.Искусство первобытного

I. Вопросы для студентов всех специальностей: 1.Периоды развития первобытной культуры. 2.Наскальная живопись.
общества конкретно либо символично?
II.Вопросы для студентов специальностей:
БТУ-СО: Охарактеризуйте необходимые умения и навыки человека первобытной эпохи.
БТУ-ТУ: 1. Туристический объект «Сикачи Алян». 2. Памятники первобытного искусства на территории России. 3. «Палеодеревня» на территории Приморья.
БТУ-ТР: Что известно о процессе появления живописи, музыки, танца в период первобытности.
БГД: Предложите варианты интерьера, музыкального оформления, меню кафе, ресторана с условным названием «Пещера».
БСС: Расскажите о зарождении имиджевых, маркирующих элементов в культуре - татуаже, маске.
БСС-ЖХ: Отражение повседневной культуры в артефактах первобытной эпохи.

Устное задание.

Семинар.

Тема 2. Культура и искусство первобытного
общества

Имя файла: Культура-и-искусство-первобытного-общества.pptx
Количество просмотров: 193
Количество скачиваний: 1