Культура речи учителя

Содержание

Слайд 2

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит,

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит,
думает Д.С. Лиханов …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. И.С. Тургенев

Слайд 3

Русский национальный язык

Литературный язык составляет высшую форму национального языка – « лакмусовая

Русский национальный язык Литературный язык составляет высшую форму национального языка – «
бумажка общей культуры нации».

диалекты;
профессионализмы;
просторечие;
жаргоны;
арго;
ненормативная лексика

Слайд 4

ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: - правильность речи; - речевое мастерство.

ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: - правильность речи; - речевое мастерство.

Слайд 5

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Языковой компонент - языковые нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические, орфоэпические
Коммуникативный

КУЛЬТУРА РЕЧИ Языковой компонент - языковые нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические,
компонент: владение стилями речи, соблюдение требований точности, понятности и чистоты речи
Этический компонент: этикет делового письма, этикет делового общения.

Слайд 6

«Культура речи»

- это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения,

«Культура речи» - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами
ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Слайд 7

Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов

Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов

Слайд 8

Нормы литературного языка

орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи;

Нормы литературного языка орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи;
орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи;
лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи;
стилистические.

Слайд 11

СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ

Мужские иностранные имена на согласный: Джек – у Джека

СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена на согласный: Джек – у
Поль – о Поле
Русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если они относятся к мужчине: Павлу Белоусу
Иноязычные фамилии на безударный гласный -а/-я: стихи Петрарки, картины Гойи
Славянские фамилии на -а/-я: о Григории Сковороде об Андрее Белке
Русские двойные фамилии, если каждая их часть самостоятельна:музыка Соловьева-Седого

Слайд 12

НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ

Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный:Паоло –

НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный:Паоло –
о Паоло, Хосе – к Хосе
Русские и иноязычные фамилии на согласный, если они относятся к женщине: Наталье Белоус
Фамилии на -ых/-их: Антону Красных, Светлане Красных
Фамилии группы "Животные. Предметы" Андрею Чиж, Елене Квадрат
Иноязычные фамилии на ударный -а/-я или на другой гласный:от Версаче

Слайд 13

Фамилии на -иа/-ия: стихи Гарсия
Украинские фамилии на -о:Ивану Кравченко
Славянские фамилии на

Фамилии на -иа/-ия: стихи Гарсия Украинские фамилии на -о:Ивану Кравченко Славянские фамилии
-аго, -яго, -ово: Артему Живаго, Ирине Хитрово
Первая (несамостоятельная) часть двойных фамилий: к Седых-Бондаренко ,у Книппер-Чеховой
Неоднословные прозвища исторических лиц и литературных персонажей: у Владимира Красное Солнышко

Слайд 14

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

Слайд 15

1. Произношение некоторых гласных

афера (не *афёра) бытие (не *бытиё) манёвр (не *маневр)

1. Произношение некоторых гласных афера (не *афёра) бытие (не *бытиё) манёвр (не *маневр)

Слайд 16

2. Произношение некоторых согласных

коне[ш]но (не *коне[ч]но) пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия)

2. Произношение некоторых согласных коне[ш]но (не *коне[ч]но) пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия)

Слайд 17

3. Произношение заимствованных слов

п[о]эзия (не *п[а]эзия) му[з'э]й (не *му[зэ]й) ла[зэ]р (не *лаз['эр])

3. Произношение заимствованных слов п[о]эзия (не *п[а]эзия) му[з'э]й (не *му[зэ]й) ла[зэ]р (не *лаз['эр])

Слайд 18

4. Произношение отдельных слов

учреждение (не *уч[е]реждение) инцидент (не *инци[н]дент)

4. Произношение отдельных слов учреждение (не *уч[е]реждение) инцидент (не *инци[н]дент)

Слайд 19

5. Произношение имён собственных

Никарагуа, Шри-Ланка,
Кижи, Ш[о]пен,
Декарт [дэ], Алексий II

5. Произношение имён собственных Никарагуа, Шри-Ланка, Кижи, Ш[о]пен, Декарт [дэ], Алексий II

Слайд 20

6. Трудности ударения

безвариантные формы:
алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) , валовой (не

6. Трудности ударения безвариантные формы: алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) ,
*валовый),
оптовый (не *оптовый), баловать (не *баловать, начата (не *начата)

Слайд 21

Колебания: Джинсовый /джинсовый

Колебания: Джинсовый /джинсовый

Слайд 22

Варианты: творог и творог компас и компас кулинария и кулинария

Варианты: творог и творог компас и компас кулинария и кулинария

Слайд 23

7. Ударение в отдельных грамматических формах

начат – начата – начаты
занят – занята

7. Ударение в отдельных грамматических формах начат – начата – начаты занят
– заняты
ведомость – ведомостей

Слайд 24

Поставьте ударение в словах:

договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота,

Поставьте ударение в словах: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота,
морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота
Большинство поэтов (считали, считало)
К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова
Марина Цветаева – один, одна из лучших поэтов
В гостиной стоял (а) диван-кровать
Мать с ребенком пошла, пошли к врачу

Слайд 25

договор, добыча, диспансер (э), досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый,

договор, добыча, диспансер (э), досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый,
хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота Большинство поэтов считали К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один из лучших поэтов В гостиной стоял диван-кровать Мать с ребенком пошли к врачу

Слайд 26

Стиль педагогического общения
- это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности

Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества
учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Слайд 27

Виды стилей педагогического общения:

1) общение – устрашение;
2) общение – заигрывание ;
3)

Виды стилей педагогического общения: 1) общение – устрашение; 2) общение – заигрывание
общение с четко выраженной дистанцией;
4) общение дружеского расположение;
5) общение совместной увлеченности).

Слайд 28

Этапы подготовки речи

1этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы.

Этапы подготовки речи 1этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы.
2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана.
3 этап. Формирование текста выступления.
4 этап. Работа над речевой стороной выступления.
5 этап. Редактирование и запоминание выступления.
6 этап. Психологическая подготовка.
7 этап. Сохранение информации

Слайд 29

Коммукативные качества речи

Точность
Понятность
Чистота
Выразительность

Коммукативные качества речи Точность Понятность Чистота Выразительность

Слайд 30

Требования к голосу учителя:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а

Требования к голосу учителя: Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей,
должен обладать благозвучностью.
Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью.
Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым

Слайд 31

ДИКЦИЯ
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.

ДИКЦИЯ Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.
Имя файла: Культура-речи-учителя.pptx
Количество просмотров: 250
Количество скачиваний: 1