Культура России второй половины XIX века. Живопись

Содержание

Слайд 2

«Поэт или художник, — писал Н.Г. Чернышевский, — не будучи в состоянии

«Поэт или художник, — писал Н.Г. Чернышевский, — не будучи в состоянии
перестать быть человеком вообще, не может, если б и захотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении...»

Слайд 3

В.Г. Перов (1834-1882 гг.) Одним из основоположников критического реализма в живописи

Работая по

В.Г. Перов (1834-1882 гг.) Одним из основоположников критического реализма в живописи Работая
преимуществу в области жанровой картины, художник сформулировал свое кредо словами Сухово-Кобылина: "Содрогание о зле есть высшая форма нравственности". Главные этапы его творчества позволяют проследить эволюцию русского искусства 60 — 80-х годов: от многофигурных сатирических полотен ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861 г.; "Чаепитие в Мытищах", 1862 г., ГТГ) к эмоционально-лирическим композициям, в которых акцент перенесен на общее впечатление ("Проводы покойника", 1865 г., ГТГ) и возросла роль пейзажа ("Последний кабак у заставы", 1868 г., ГТГ) или значение одной человеческой фигуры ("Приезд гувернантки в купеческий дом", ГТГ).

Слайд 4

Сельский крестный ход на Пасхе

Сельский крестный ход на Пасхе

Слайд 5

Чаепитие в Мытищах

Чаепитие в Мытищах

Слайд 6

Проводы покойника

Проводы покойника

Слайд 7

Последний кабак у заставы

Последний кабак у заставы

Слайд 8

Приезд гувернантки в купеческий дом

Приезд гувернантки в купеческий дом

Слайд 9

Живопись эпохи “передвижников”

9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии

Живопись эпохи “передвижников” 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств
художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось “Товарищество передвижных художественных выставок”, профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

Слайд 10

“Передвижники” совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)

“Передвижники” совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел
сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина “Грачи прилетели” (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

Слайд 11

Грачи прилетели. А.К. Саврасов

Грачи прилетели. А.К. Саврасов

Слайд 12

Фёдор Васильев
Родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчина

Фёдор Васильев Родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне
(ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868 гг.), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился — сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году

Слайд 13

Федор Васильев. Тополя

Федор Васильев. Тополя

Слайд 14

Иван Иванович Шишкин

 Утро в сосновом бору картина является одним из самых

Иван Иванович Шишкин Утро в сосновом бору картина является одним из самых
ярких и заметных произведений в творчестве художника Ивана Шишкина. Сосновый бор, то есть это сосновый лес на песчаной почве всегда был самым любимым местом, где мастер часто работал над своими картинами. Часто в сосновом бору рядом с соснами соседствуют и другие деревья такие как ель или береза, осина, что часто можно увидеть в картинах Шишкина, но в данном произведении изображены только дремучие сосны. Когда смотришь на картину Утро в сосновом бору, зрителю невольно представляется, что он находится в сосновом бору, раннее утро, чувствуется запах хвои и влажный утренний туман заряжает воздух свежим лесным ароматом. Верхушки вековых сосен освещены ласковым утренним солнцем, тяжелые ветви сосен заставляют могучие стволы этих деревьев прогибаться.

Слайд 15

Утро в сосновом бору

Утро в сосновом бору

Слайд 16

Илья Ефимович Репин

Илья Репин родился 24 июля 1844 года в семье

Илья Ефимович Репин Илья Репин родился 24 июля 1844 года в семье
военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1855 занимался в топографической школе, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова.
В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Слайд 17

Иов и его друзья

Иов и его друзья

Слайд 18

Бурлаки на Волге. Илья Репин

Бурлаки на Волге. Илья Репин

Слайд 19

Почти всё лето 1870 года Репин в компании молодых художников провел

Почти всё лето 1870 года Репин в компании молодых художников провел на
на Волге - в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары. Здесь он непосредственно наблюдал и близко познакомился с жизнью народа, окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Здесь увидел красоту того русского характера, который и получил свое выражение в картине.
Здесь встретил одного из любимейших своих героев - Канина, и написал много эскизов к "Бурлакам", и сделал много зарисовок. Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил мастер. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Слайд 20

Василий Иванович Суриков

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске.

Василий Иванович Суриков Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске.
Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве, позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Здесь, в Москве, Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887).

Слайд 21

Утро стрелецкой казни

Утро стрелецкой казни

Слайд 22

Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Слайд 23

Разбирая споры и толки об этом полотне (оно было главным событием

Разбирая споры и толки об этом полотне (оно было главным событием пятнадцатой
пятнадцатой передвижной выставки), Н. П. Кончаловская, внучка Сурикова, приводит среди прочих отзыв В. М. Гаршина: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его картине»
Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить композицию картины Сурикова с одной из сцен Пространной редакции Повести о боярыне Морозовой

Боярыня Морозова

Имя файла: Культура-России-второй-половины-XIX-века.-Живопись.pptx
Количество просмотров: 173
Количество скачиваний: 0