Культурные концепты свадебного обряда Кубани (на материале лингвокультурологических словарей)

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ дипломной работы -
определить круг культурных концептов кубанского свадебного обряда на

ЦЕЛЬ дипломной работы - определить круг культурных концептов кубанского свадебного обряда на
фоне славянской и русской традиции, выявить базовые концепты и проанализировать их.
Задачи:
изучить научную литературу по проблеме концепта в лингвокультурологии; научную литературу, в которой представлен опыт анализа культурных концептов на материале региональных культур, в том числе фольклора;

Слайд 3

ЗАДАЧИ
на основе литературы определить важнейшие культурные концепты свадебного обряда;
изучить материал словарных статей

ЗАДАЧИ на основе литературы определить важнейшие культурные концепты свадебного обряда; изучить материал
словаря «Материалы этнолингвистического словаря: Свадебный обряд Кубани» с целью выявления культурных концептов кубанского свадебного обряда;
выяснить специфику кубанской традиции на фоне славянской и русской.

Слайд 4

Глава 1. Традиционная обрядовая культура в лингвокультурологическом аспекте

концепт - это единица коллективного

Глава 1. Традиционная обрядовая культура в лингвокультурологическом аспекте концепт - это единица
знания/сознания (отправляющая к высшим духовным ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой [Степанов Ю.С., Воркачев С.Г.].

Слайд 5

Опираясь на работы в области лингвокультурологии и этнолингвистики, исследователи локальной культуры разрабатывают

Опираясь на работы в области лингвокультурологии и этнолингвистики, исследователи локальной культуры разрабатывают
методики лингвокультурологического исследования обряда. Активно ведутся лексикографические поиски в области этнолингвистики и лингвокультурологии на уровне национальных языков (Е. Бартминский, Н. И. Толстой, А. Т. Хроленко). Подход и инструментарий этих дисциплин вполне приложим к региональным (локальным) культурам определенного национального языка.

Слайд 6

Свадебный обряд как феномен и его концептуальное наполнение привлекает внимание исследователей разных

Свадебный обряд как феномен и его концептуальное наполнение привлекает внимание исследователей разных
научных направлений – фольклористики, этнолингвистики, лингвистики. Исследователи выделяют разные концепты в обрядовом дискурсе. Есть скрытые концепты и те, которые находятся на поверхности. В связи с тем, что свадьба – это событие, то многие отмечают концепт времени и пространства как базовые структуры.
В работах известных современных ученых А. К. Байбурина и А. Юдина названы в качестве основных концепты время, пространство, путь, смерть.

Слайд 7

ГЛАВА 2. Репрезентация концептов время, пространство в кубанском и донском словаре: на

ГЛАВА 2. Репрезентация концептов время, пространство в кубанском и донском словаре: на
материале лингвокультурологического словаря


На материале словаря «Свадебный обряд Кубани» вычленили такие концептуальные сферы, как время и пространство. Свадьба носителями традиционной культуры воспринимается как событие, протекающее в определенное время. Здесь следует выделить такие дни, как среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, понедельник, а также – первый день свадьбы, второй день свадьбы, третий (четвертый) день свадьбы. Знакомясь с материалами словаря, мы выделили 29 словарных статей, которые содержат концепт время.

Слайд 8

В суботу прыходять з утра друшкы называюца, нивестыны подругы, удивают нивесту до

В суботу прыходять з утра друшкы называюца, нивестыны подругы, удивают нивесту до
обеда.
З обеда начинають ходыть з друшкамэ, нивеста биз жыныха, ходыть по дворах, кого прыглашають на свайбу с песнюю спивають. Оцэ йийи водять. До мэнэ прывылы, покланылась вана мини. Я ий там якэ шо дала, подарочёк якый. Пуспивалы, с шышкамы ходять, шышку прыныслы, прыглашайим вас, на завтра прыходьтэ на свайбу
(ст. Петровская-05, Чумак Валентина Ивановна, 63 года) С. 146.

Слайд 9

Особое время в свадебном обряде – это ночь первого и второго дня

Особое время в свадебном обряде – это ночь первого и второго дня
и утро второго дня. В это время вершится много ритуальных действий. Об этом нам сообщают словарные статьи садовыть сад с. 90 (ночь первого дня), покрас с. 84, цвыты с. 103-104 (утро после первой брачной ночи); нэсты сладкэ с. 97, флах билый, флах красный с. 101 (ночь второго дня (брачная ночь). Все статьи отражают концепт 'честность, целомудрие невесты'. Многие символы, используемые на свадьбе, и ритуальные действия, совершаемыt в это время, направлены на то, чтобы объявить публично о честности невесты.

Слайд 10

Концепт пространство представлен в таких словарных статьях, как Дом с.54, Ворота с.

Концепт пространство представлен в таких словарных статьях, как Дом с.54, Ворота с.
44, Околишная с. 79, Порог с. 84. В «Материалах этнолингвистического словаря: Свадебный обряд Кубани» (далее СОК) заглавное слово статьи ВОРОТА определено как 'место свершения различных обрядовых действий'. Этот культурный смысл проявляет себя в рамках свадебного ритуального дискурса в устойчивых номинациях культурных актов ~ВЫВО'ДЫТЬ ЗА ВОРО'ТА, ~СТОЯ'ТЬ НА ВОРО'ТАХ, ~ЗАБЫВАТЬ НА ВОРО'ТИ ПА'КОЛ.

Слайд 11

В ходе анализа фольклорных текстов кубанского обряда, мы находим реализацию в них

В ходе анализа фольклорных текстов кубанского обряда, мы находим реализацию в них
концептов свое пространство – чужое пространство, путь. Первый реализуется в антонимичной парадигме мамо – свыкруха, чужие люди, второй проявляется в лексемах собираися, пийду, там:
- Дэ ж ты, доню, собираися?
Дэ ж ты, доню, собираися?
Шо так рано жэ наряжаися.
- Пийду ж, мамо, миж чужые люды.
Пийду ж, мамо, миж чужые люды.
Ой я знаю, якэ горэ будэ,
Ой там горэ грэмыть нэистовэ,
Як свыкруха норовыстая.