погребальный обряд на Руси

Содержание

Слайд 2

Печальный (кручинный) костюм

Печальный (кручинный) костюм

Слайд 3

замечательный русский художник Нестеров сумел любовно запечатлеть духовную и обрядно-символическую жизнь духа

замечательный русский художник Нестеров сумел любовно запечатлеть духовную и обрядно-символическую жизнь духа нашего народа
нашего народа

Слайд 5

Ствол – это мировое древо, на нем изображались символы жизни – воздуха,

Ствол – это мировое древо, на нем изображались символы жизни – воздуха,
земли, воды, солнца, тверди небесной. В домовинку помещался горшочек с прахом, закрывался, дверку украшал равносторонний крест – символ земли-алтаря. Сверху была крыша – это и гора, и небо. в христианское время равносторонний крест заменил крест православный либо образ Спасителя

Слайд 6

По представлению наших предков, в родительские дни. души предков слетались сюда, как

По представлению наших предков, в родительские дни. души предков слетались сюда, как
птички, им приносили блины, сыр, творог, крашенные яйца. масло, мед, зажигали свечу. причем традиция эта относится и к дохристианским временам. Эти ястия, по упоминанию летописца, приносились богу Роду – это были символы милости и жизни. В христианстве они сохранили свое значение

Слайд 7

Домовины на столпах бытовали и у славянского и у финно-угорского народа, нельзя

Домовины на столпах бытовали и у славянского и у финно-угорского народа, нельзя
сказать, чтобы это было заимствование, скорее, по причине совместного проживания с древних времен многие события проживались совместно и потому оценивались одинаково. В таких домовинах и хранили горшочки с прахом. Леса считались священными.

Слайд 9

Загадочная баба Яга, которая, как думают, обитала в таких домах и топила

Загадочная баба Яга, которая, как думают, обитала в таких домах и топила
печь – вот мы видим. что печь в таком домике (избушке на курьих ножках)-построить не возможно, для печи нужна прочная основа, фундамент – скорее всего эта женщина, если с таким наименованием и существовала, то была своеобразной социальной службой – хранительницей и заказчицей обряда жертвы от санскр «яджна» – жертва, ягненок. В любом случае, ее служение, служение самой смерти и ее обряду и памяти о смерти.

Слайд 10

Оплакивание, обрезание косы. Русские женщины носили косы, но когда умирал муж или

Оплакивание, обрезание косы. Русские женщины носили косы, но когда умирал муж или
отец или брат, вдова, жена, сестра, дочь, обрезали косыньку. Ее отдавали усопшему. В далекой древности люди увидели в небе «млечный путь», у нас он назывался волосожар. Самая большая звезда – лосихой - Стожары. Лосей (оленей)вышивали на рушниках, полотенцах. поэтому коса и чуб у наших князей были образом этого млечного пути, этой веревки-пуповины, связывающей с Богом. Женщины свои волосы отдавали своим мужчинам успошим в помощь для этого восхождения. Советский мультфильм по былине о Василисе Микулишне напоминает нам о том, как она спасла своего любимого, принеся свои косы в жертву. Обкарнать, обрезать волосы, означало прервать свою связь с тем небом, поэтому это, конечно, жертва. «Слово о полку Игореве» упоминает Карну и Жлю,как видим, у одной из них была функция забрать из земной жизни, а у второй – жалеть, ходатайствоть о человеке пред Богом.

Слайд 11

На Руси обряд омовения осуществляли специальные люди - омывальщики. Обычно это были

На Руси обряд омовения осуществляли специальные люди - омывальщики. Обычно это были
старые холостяки, вдовцы или старые девы, то есть те люди, которые не «имели греха», у которых не было интимных отношений с лицами противоположного пола.
Если же таковых людей не было в окружении, омовением занимались люди, не состоявшие в родстве с усопшим.
Покойника омывали водой, которая становилась «мёртвой», её выливали в дальний угол двора, куда не ступала нога человека, где не росли растения. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Эта же участь ждала и горшки, из которых омывали усопшего
На Руси покойника одевали только в белые одежды, лучшей одеждой считались венчальные наряды. Если же покойный не дожил до этого события, то его одевали, как на свадьбу.
Выносили усопшего для погребения после полудня на заход солнца

Слайд 12

Ой, вы, голаби, ой, вы билаи, ой, ди быля вы. куды лётали? а

Ой, вы, голаби, ой, вы билаи, ой, ди быля вы. куды лётали?
мы ня голабы, а мы ня билаи, а мы ангялы, д хранители. А мы праведным душам – покровители. А мы грешнаим душам – защититяли. По воздуху лётаям мы. чуду дивнаю вядаем мы. как душа с телым расставалисё расставалисё. распрощалисё. Ты прощай, прощай тило билаё, Ты прости, прости. душа, грешныя. Вядуть, вядуть душу мимо ирая. Вядуть, вядуть душу мимо рая. А и рай гаварит: «ты почто жа, душа». Ты почто жа, душа, мима рая прошла? Мима рая прошла, а к нам в рай от не зашла, у нас то в раи житие весяло. Житие весяло жить от некому – Святы – святуть, разны пташачки поють. Они песни поють херувимския, херувимския-серафимския. Слава Тиби, Божа, слава Тиби, Божа, Божа, слава Тиби, Тута душенька да возрадоваласё…

Слайд 13

крода, погребальный костер Погребение кродированием у древних предков наших мыслилось как последняя жертва

крода, погребальный костер Погребение кродированием у древних предков наших мыслилось как последняя
богу и огонь для него брался из священного домашнего очага – печи-матушки. Кроды бытовали в жизни русского народа вплоть до ХII века. и упоминаются в летописях.
Имя файла: погребальный-обряд-на-Руси.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0