Лаборатория литературоведческих исследований филфака МаГУКафедра русской литературы ХХ века им. проф. Л.А. Заманского

Содержание

Слайд 2

АЛЕКСАНДР ЕРОФЕЕВ

Родился 24 сентября 1960 года.
Поэт, член Союза российских писателей; художник, член

АЛЕКСАНДР ЕРОФЕЕВ Родился 24 сентября 1960 года. Поэт, член Союза российских писателей;
Творческого союза художников России; кинорежиссер.
Публикуется в периодической печати с 1982 года.
Стипендиат Литературного фонда Союза писателей СССР (1990).
Соредактор первого выпуска литературно-художественного журнала Берег А» (1996 г.), с 1999 – его постоянный редактор.
В 2001-2003 организует и проводит литературный конкурс им. К.Нефедьева.
В 1998-2001 гг. возглавляет региональную организацию Союза российских писателей в Магнитогорске.
Автор книг стихов и малой прозы «По темной воде» (1997), «Под знаком Водолея» (2003), «Холодный чай и зимнее окно» (2006).

Слайд 3

Художники-универсалы: homo universale

Талантливый человек талантлив во всем!
Истории известно немало случаев так называемой

Художники-универсалы: homo universale Талантливый человек талантлив во всем! Истории известно немало случаев
универсальности представителей искусства.
Вспомним гениев эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.

Слайд 4

Леона́рдо да Ви́нчи (1452—1519) – «универсальный человек»

Великий итальянский живописец.
Скульптор.
Архитектор.
Учёный (анатом, математик,

Леона́рдо да Ви́нчи (1452—1519) – «универсальный человек» Великий итальянский живописец. Скульптор. Архитектор.
физик).
Естествоиспытатель.

Яркий представитель типа «универсального человека» —
идеала итальянского Ренессанса.

Слайд 5

Поэт Микельанжело Буонарроти (1475-1564)

Поэт Микельанжело Буонарроти (1475-1564)

Слайд 6

«Говорящие картины» и «застывшие стихотворения»
Представление о родстве поэзии и живописи, слова и

«Говорящие картины» и «застывшие стихотворения» Представление о родстве поэзии и живописи, слова
изображения являлось одной из самых популярных идей не только в период расцвета русского модернизма (в частности – акмеизма).
Представление об «искусствах-сестрах», «искусствах-родственницах» в XVI -XVII вв., в эпоху Просвещения опиралось на возрожденные и по-новому истолкованные античные представления «ut pictura poesis» (поэзия как живопись) и «ut rhetorica pictura» (живопись как риторика), высказанные Плутархом («О славе афинян») и Горацием («Наука поэзии»).
В XVI–XVII вв. идея о родстве искусств была развита, с одной стороны, в трактатах по живописи и архитектуре (Альберти, Дольче, Арменини, Ломаццо, Беллори), с другой — в поэтиках (Даниэлло, Фракасторо, Минтурно, Скалигера, Кастельветро и Тассо).

Слайд 7

Готхольд Эфраим Лессинг «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», 1766

Тела с

Готхольд Эфраим Лессинг «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», 1766 Тела
их видимыми свойствами и составляют предмет живописи.
Действия составляют предмет поэзии.
Но все тела существуют не только в пространстве, но и во времени. Существование их длится, и в каждое мгновение своего бытия они могут являться в том или ином виде и в тех или иных сочетаниях. Каждая из этих мгновенных форм и каждое из сочетаний есть следствие предшествующих и в свою очередь может сделаться причиной последующих перемен, а значит, и стать как бы центром действия. Таким образом, живопись может изображать также и действия, но только опосредованно, при помощи тел.
С другой стороны, действия должны исходить от каких-либо существ. Итак, поскольку эти существа — действительные тела, поэзия должна изображать также и тела, но лишь опосредованно, при помощи действий.
В произведениях живописи, где все дается лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого бы становились понятными и предыдущие и последующие моменты.
Точно так же поэзия, где все дается лишь в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойства, вызывающие такое чувственное представление о теле, какое ей в данном случае нужно.

Слайд 8

Русские поэты-художники: А. С. Пушкин

Слева направо:
Набросок на листе черновой тетради: Елизавета Воронцова,

Русские поэты-художники: А. С. Пушкин Слева направо: Набросок на листе черновой тетради:
а рядом - ее супруг, М. С. Воронцов.
Автопортрет 4 января 1826 г. Михайловское (определено А. М. Эфросом)
Рисунок, сделанный Пушкиным и до сих пор вызывающий споры исследователей: на портрете Воронцова изображен обнаженный натурщик в позе Геракла, раздирающего пасть льва.
Пишу, и сердце
не тоскует,
Перо забывшись
не рисует
Близ неоконченных
стихов
Ни женских ножек,
ни голов.
А.С. Пушкин

Слайд 9

Русские поэты-художники: М.Ю. Лермонтов

Русские поэты-художники: М.Ю. Лермонтов

Слайд 10

Русские поэты-художники: Максимилиан Волошин

Слева направо:
К.Д. Бальмонт и В.Я. Брюсов.
Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина, мать поэта

Русские поэты-художники: Максимилиан Волошин Слева направо: К.Д. Бальмонт и В.Я. Брюсов. Елена
Пейзаж.
Книжная заставка.
Набросок.
Эскиз.

Слайд 11

Русские поэты-художники: В.В. Маяковский

Текст и рисунок из «Левого марша»

Рисунки 1913 года

Окна РОСТА

Русские поэты-художники: В.В. Маяковский Текст и рисунок из «Левого марша» Рисунки 1913 года Окна РОСТА

Слайд 12

Живопись Александра Ерофеева

Живопись Александра Ерофеева

Слайд 13

Живопись Александра Ерофеева

Живопись Александра Ерофеева

Слайд 14

Живопись Александра Ерофеева

Живопись Александра Ерофеева

Слайд 15

Живопись Александра Ерофеева

Живопись Александра Ерофеева

Слайд 16

Живопись Александра Ерофеева

Живопись Александра Ерофеева

Слайд 17

Живопись Александра Ерофеева

Живопись Александра Ерофеева

Слайд 18

холодный чай и зимнее окно

холодный чай и зимнее окно
Имя файла: Лаборатория-литературоведческих-исследований-филфака-МаГУКафедра-русской-литературы-ХХ-века-им.-проф.-Л.А.-Заманского.pptx
Количество просмотров: 121
Количество скачиваний: 0