Лекция 1. «Воскресная школа как форма религиозно-образовательной и просветительской деятельности на приходе»

Содержание

Слайд 2

Основные понятия

миссия Церкви – свидетельство о Христе, провозглашение всему миру Благой вести.
Миссионерская

Основные понятия миссия Церкви – свидетельство о Христе, провозглашение всему миру Благой
деятельность связана не только с передачей
интеллектуальных убеждений и идеалов, но и с передачей опыта
Богообщения, опыта церковной жизни. Миссия состоит в
приближении к миру, его освящении и обновлении, вкладывании
нового содержания в старый образ жизни, преобразуя
непротиворечащие христианской вере формы культуры в средства
спасения.

Формы церковной миссии
- информационная – широкое свидетельство через медийные
средства, издательскую деятельность);
- апологетическая – рациональная защита истинности христианского
учения);
- воспитательная (воцерковление) – включение крещеного человека в
активную церковную жизнь, формирование православного уклада жизни);
- внешняя миссия – свидетельство истины Православия среди
нехристианских народов, живущих на канонический территории РПЦ.

Слайд 3

катехизация - изучение членом Церкви или человеком, готовящимся стать членом Церкви, основ

катехизация - изучение членом Церкви или человеком, готовящимся стать членом Церкви, основ
христианской веры и вероучения.
С первохристианских времен катехизаторская деятельность
понималась как вдохновение человека на жизнь по заповедям
Божиим, содействие в сознательном и ответственном вхождении в
жизнь Церкви, в обретении основ православного мировоззрения и
православного образа жизни.

Основные понятия

Общие принципы катехизации
- христоцентричность;
- сосредоточенность жизни на Евангелии;
- общинность, приобщение к церковной жизни как радостной полноте
жизни во Христе;
- активная открытость миру;
- формирование понятий святости и греха, добра и зла;
- воспитание правильного отношения к инославию;
- каноничность.

Слайд 4

- личностная направленность;
- диалогичность;
- любовь;
- смирение;
- добровольность;
-

- личностная направленность; - диалогичность; - любовь; - смирение; - добровольность; -
ответственность;
- своевременность;
- компетентность;
- последовательность;
- системность;
- вариативность форм катехизации.

Педагогические принципы катехизации

Слайд 5

Документы, регламентирующие миссионерскую, религиозно-образовательную и катехизаторскую деятельность Русской Православной Церкви

● «Устав Русской

Документы, регламентирующие миссионерскую, религиозно-образовательную и катехизаторскую деятельность Русской Православной Церкви ● «Устав
Православной Церкви», «Устав прихода Русской Православной Церкви»
● «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (Утверждена на Заседании Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата 6 октября 1995 года )
● «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (принята Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года)
● «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» Рекомендации и инструкции ОРОИК  (июнь 2010 года) 
● «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (февраль 2011 года)
● «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» (Документ утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в декабре 2011 года)

Слайд 6

Уровни просветительского служения Русской Православной Церкви

- общецерковый;
- епархиальный;
- уровень благочиния;
- уровень

Уровни просветительского служения Русской Православной Церкви - общецерковый; - епархиальный; - уровень благочиния; - уровень прихода.
прихода.

Слайд 7

Просветительская работа на общецерковном уровне

- представление проектов нормативных документов, регламентирующих образовательную и

Просветительская работа на общецерковном уровне - представление проектов нормативных документов, регламентирующих образовательную
катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
- информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
- экспертиза учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы, аудио- и видеоматериалов;
- организация и проведение образовательных конференций, чтений, конкурсов.

● Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Слайд 8

Просветительская работа на епархиальном уровне

● Правящий архиерей. ● Епархиальный отдел религиозного образования

Просветительская работа на епархиальном уровне ● Правящий архиерей. ● Епархиальный отдел религиозного
и катехизации Русской Православной Церкви

- курирование работы действующих и содействие созданию новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координация иных форм духовно-просветительской деятельности;
- курирование и координация деятельности православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
- проведение конференций, съездов, семинаров образовательной и катехизической тематики;
- методическая поддержка всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проведение их аттестации.

Слайд 9

Просветительская работа на уровне благочиния

- взаимодействие с епархиальным отделом религиозного образования, участие

Просветительская работа на уровне благочиния - взаимодействие с епархиальным отделом религиозного образования,
в мероприятиях епархии;
- взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координация их деятельности;
- взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений;
- организация мероприятий в области образования и катехизации в масштабе благочиния.

● Благочинный. ● Сотрудник, ответственный за катехизическую работу в благочинии

Слайд 10

Просветительская работа на приходском уровне

- организация на приходе огласительных бесед перед

Просветительская работа на приходском уровне - организация на приходе огласительных бесед перед
Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей;
- организация занятий в воскресной школе для детей и взрослых;
- проведение библейских (евангельских) бесед, бесед по вопросам богослужения;
- работа службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
- духовно-просветительская работа во время паломнических поездок, организованных приходом;
- разработка и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.

● Настоятель. ● Приходской катехизатор. ● Директор воскресной школы

Слайд 11

Церковно-приходские (воскресные) школы – основная форма православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей

Церковно-приходские (воскресные) школы – основная форма православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей
и подростков

Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь.
Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

Слайд 12

В 2011 году Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации разработаны проекты
● «Положения

В 2011 году Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации разработаны проекты ●
о деятельности воскресных школ (для детей
Русской Православной Церкви) на территории Российской
Федерации»;
● «Типового Устава частного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Воскресная школа
местной религиозной организации православного прихода
Храма епархии Русской Православной Церкви Московского
Патриархата»
● «Стандарта учебно-воспитательной деятельности,
реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской
Православной Церкви на территории Российской Федерации»

Слайд 13

Из Проекта «Положения о деятельности воскресных школ (для детей Русской Православной Церкви)

Из Проекта «Положения о деятельности воскресных школ (для детей Русской Православной Церкви)
на территории Российской Федерации»

Церковно-приходская воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение.
Воскресная школа – условное наименование учебных заведений, существующих при православных приходах и братствах.
Целью воскресной школы является содействие семье и ребенку в воцерковлении.
Основные задачи воскресной школы: приобщение к литургической жизни Церкви, религиозное обучение, создание социокультурной детско-юношеской и семейной православной среды.
Приобщение к литургической жизни Церкви предполагает единство личной и общинной богослужебной жизни семьи и ребенка. Этому может содействовать, прежде всего, причастность к церковной общине. Если общинной жизни нет, то необходима регулярная организация общешкольных богослужений для детей, родителей и преподавателей.
Религиозное обучение имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание следует уделять не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито.
Результатами обучения в воскресной школе можно считать приобретение учащимися базовых церковных знаний, вступление в литургическую жизнь, возможность иерархически выстроить свои взгляды, по существу сравнить то или иное религиозное течение, предлагаемое современным миром, и возможность учащихся на этой базе продолжить свое религиозное обучение.
Можно полагать, что будущее за церковно-приходскими воскресными школами семейного типа, то есть такими, где учатся и трудятся дети вместе с родными и близкими.

Слайд 14

Виды деятельности воскресной школы

а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;
б) проведение дополнительных

Виды деятельности воскресной школы а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности; б)
личностно- и социально- ориентированных занятий (трудовая, творческая, игровая деятельность), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;
в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;
г) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);
д) открытие в установленном порядке лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей;
ж) организация и проведение выставок и концертов

Слайд 15

Стандарт учебно-воспитательной
деятельности воскресных школ (для детей)
Русской Православной Церкви – нормативный

Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви – нормативный

документ, включающий в себя совокупность
требований к учебно-воспитательной и
организационной деятельности воскресных школ
при реализации программ духовно-
нравственного обучения и воспитания в
воскресных школах для детей, учрежденных
религиозными организациями Русской
Православной Церкви.

Слайд 16

Отечественный опыт преподавания вероучительных дисциплин

Отечественный опыт преподавания вероучительных дисциплин

Слайд 17

Священномученик Философ Орнатский

«Каковы же плоды формальной постановки Закона
Божия? Небогатые и довольно

Священномученик Философ Орнатский «Каковы же плоды формальной постановки Закона Божия? Небогатые и
невкусные.
Усвоенное одним умом, как и естественно,
забывается, остается в голове очень немногое ... и
хорошо еще, если самое главное, а то большею
частью какие-то жалкие и бессвязные отрывки!
Источник христианского самоназидания – слово
Божие – школьникам остается почти незнакомым;
высота и глубина религиозно-нравственных истин не
познаны; многие недоумения по религиозным
вопросам не устранены; потребность религиозно-
нравственного просвещения у меньшинства
возбуждена, но не удовлетворена (отсюда и
увлечение всяким ветром религиозно-философских
учений: напр., взглядами гр. Толстого, Ницше и
т.п.); у большинства же от долговременного
неправильного удовлетворения эта потребность
замерла...»
(Церковный вестник. - 1901. - № 19)

Слайд 18

Можно ли говорить о том, что в начале ХХ века Закон Божий

Можно ли говорить о том, что в начале ХХ века Закон Божий
и законоучители не выдержали столкновения с действительностью, с жизнью и окружающей обстановкой, с необратимыми изменениями в культуре, перестали подпитывать духовное состояние общества?
- Нет, поскольку не религиозное вероучение и христианские нормы вступали в противоречие с действительностью, с преобладавшими настроениями в обществе, в котором все меньше было примеров христианского отношения к жизни, а наоборот, реальная историческая жизнь все более противоречила истинам Закона Божия.

Слайд 19

Отечественный опыт развития церковно-приходского образования

При общем безусловно положительном воздействии Закона Божия на

Отечественный опыт развития церковно-приходского образования При общем безусловно положительном воздействии Закона Божия
ум и совесть учащихся о повсеместной успешности преподавания Закона Божия до 1917 г. говорить не приходится.
Но явные недостатки и проблемы в преподавании Закона Божия (организационные, программные, методические) никаким образом не говорили о полной беспомощности этого учебно-воспитательного предмета или о необходимости его отмены.
Отрицательно сказался на религиозном образовании формализм. Превращение Закона Божия в один из рядовых предметов школьного обучения, равнодушное и формальное его преподавание, с одной стороны, а с другой – усвоение изучаемого материала более умом, нежели сердцем, убивало живую веру. Общество и школа испытывали также влияние агрессивной светской культуры, противопоставляющей себя Церкви и христианской религии. Указанные причины сводили к минимуму усилия законоучителей дать полноценное религиозное образование.
Представители Церкви, Министерства народного просвещения, известные методисты и сами законоучители имели ясное понимание больших и малых недостатков в преподавании Закона Божия, необходимости исправления и совершенствования системы религиозного образования в школе. В научном, педагогическом и законоучительском сообществе было осознание того, что многое зависело от законоучителей, их личной настроенности, пастырской и учительной позиции, образованности. Но никто из ответственных лиц не считал Закон Божий негодным, неполезным или вредным, а преподавание религии неподъемным для законоучителя делом. Церковные и светские периодические издания открыто и гласно обсуждали проблемы преподавания Закона Божия и законоучительской практики.
Выводы о несостоятельности Закона Божия и законоучителей, отвечавших за религиозное обучение детей, суждения о полной утрате положительного воспитательного влияния на сознание детей, прозвучавшие сначала в советской историографии, а затем повторенные в ряде статей современных исследователей, не подтверждаются фактами.
Большая часть духовенства, учившего детей в церковно-приходской, начальной и средней школе, пользовалось авторитетом и доверием у народа. Негативные примеры и исключения из общего правила не отменяли в целом положительного отношения простого народа к законоучителям, совершающим необходимую и трудную работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Архивные документы в полной мере свидетельствуют о благополезной деятельности законоучителей по религиозному просвещению учащихся детей и взрослых.

Слайд 20

Традиционный уклад жизни

Обычаи

Традиции

Сердечные
чувства и
отношения

Распорядок
● дня
● недели
● года

Правила доброй и

Традиционный уклад жизни Обычаи Традиции Сердечные чувства и отношения Распорядок ● дня
благочестивой жизни

Слайд 21

Духовно-нравственное воспитание

Содействующее обретению
единой системы ценностей;
опыта со-бытия, совместной деятельности;
опыта со-радости и сопереживания;
общей

Духовно-нравственное воспитание Содействующее обретению единой системы ценностей; опыта со-бытия, совместной деятельности; опыта
ответственности, общности жизни и интересов.

Возможность «сердце эгоистическое сделать сердцем всескорбящим».

Имя файла: Лекция-1.-«Воскресная-школа-как-форма-религиозно-образовательной-и-просветительской-деятельности-на-приходе».pptx
Количество просмотров: 373
Количество скачиваний: 3