Содержание
- 2. «Мо́на Ли́за» («Джоко́нда»; ) полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, — картина Леонардо да Винчи«Мо́на
- 3. Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным
- 4. «Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты
- 5. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив
- 6. Мона Лиза
- 7. Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет,
- 10. Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и
- 12. Искусствоведы подчеркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и
- 13. Фрагмент пейзажа
- 14. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
- 15. Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника
- 16. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея
- 17. Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы,
- 18. Улыбка Джоконды
- 19. Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная
- 20. 1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»
- 21. Современное состояние картины «Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам
- 23. Скачать презентацию
Слайд 2«Мо́на Ли́за» («Джоко́нда»; ) полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, — картина
«Мо́на Ли́за» («Джоко́нда»; ) полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, — картина
Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания.
История картины
Слайд 3Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да
Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да
Слайд 4«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и
«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и
Слайд 5На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окруженным снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
Описание картины
Слайд 6Мона Лиза
Мона Лиза
Слайд 7Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого
Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полу фигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Композиция
Слайд 10Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой
Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой
Именно sfumato создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах дает понятие о противоречивости ее переживаний.
Техника живописи
Слайд 12Искусствоведы подчеркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем,
Искусствоведы подчеркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем,
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлеченность пейзажа, почти полностью лишенного каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
„Джоконда“ — не портрет. Это — зримый символ самой жизни человека и природы, соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Пейзаж
Слайд 13Фрагмент пейзажа
Фрагмент пейзажа
Слайд 14Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в
Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет.
«Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.
Репутация картины
Слайд 15Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника
Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника
Слайд 16«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея
Слайд 17Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и
Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и
Отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа».
Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы.
Улыбка Джоконды
Слайд 18Улыбка Джоконды
Улыбка Джоконды
Слайд 19Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если
Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей . Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Поиски полиции были безуспешными. Поэт Гийом Аполлинер21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей . Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Поиски полиции были безуспешными. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобожден. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой — дали ему небольшой срок в тюрьме.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Кража «Моны Лизы»
Слайд 201911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»
1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»
Слайд 21Современное состояние картины
«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору
Современное состояние картины
«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору
Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы».