Литературное и театральное творчество «Серебряного века»

Содержание

Слайд 2

“Серебряный век “— это название стало устойчивым для обозначения русского искусства конца

“Серебряный век “— это название стало устойчивым для обозначения русского искусства конца
XIX - начала XX века. Данное понятие возникло благодаря поэту и критику Николаю Оцупу, назвавшему Серебряным веком возникшую на рубеже XIX – XX столетий русскую поэзию, которая «по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь XIX и начало XX века».

Слайд 3

Проза
Антон Павлович Чехов Александр Иванович 1860-1904 Куприн
1870-1938
Максим Горький Иван Алексеевич

Проза Антон Павлович Чехов Александр Иванович 1860-1904 Куприн 1870-1938 Максим Горький Иван
Бунин (наст. имя и фам. Алексей 1870 – 1953
Максимович Пешков)
1868-1936

Слайд 4


Поэзия

Поэзия

Слайд 5

Анна Андреевна Ахматова
( Горенко)
1889-1966

Марина Ивановна Цветаева
1892-1941

Мне нравится, что можно быть

Анна Андреевна Ахматова ( Горенко) 1889-1966 Марина Ивановна Цветаева 1892-1941 Мне нравится,
смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,–
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
3 мая 1915 года

Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведёт
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно её угадать
В ещё незнакомой улыбке.
1911

Слайд 6

Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет,

Послушайте! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли.
врывается к богу,
боится, что опоздал.
плачет,
целует ему жилистую руку, просит -
чтоб обязательно была звезда! клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914

Слайд 7

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь
золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921

Слайд 8

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе,
роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Леонидович Пастернак
1890-1960

Александр Александрович Блок
1880-1921

Искусство — ноша на плечах,
Зато, как мы, поэты, ценим
Жизнь в мимолетных мелочах!
Как радостно предаться лени,
Почувствовать, как в жилах кровь
Переливается певуче,
Бросающую в жар любовь
Поймать за тучкою летучей,
И грезить, будто жизнь сама
Встает во всем шампанском блеске,
В мурлыкающем нежно треске
Мигающего cinema!
А через год—в чужой стране:
Усталость, город неизвестный,
Толпа, — и вновь на полотне
Черты француженки прелестной!..
Июнь 1909 года.

Слайд 9

Театр

Театр

Слайд 10

Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) 1863-1938
Русский режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Крупнейший реформатор

Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) 1863-1938 Русский режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Крупнейший
русского театра. Автор оказавших огромное влияние на мировой театр сценической теории, метода и артистической техники, получивших в совокупности название «система Станиславского».

Владимир Иванович Немирович-Данченко 1858-1943
Режиссер, народный артист СССР (1936). Реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал Московский Художественный театр. Утверждал передовой современный репертуар, привлек в Московский Художественный театр (МХТ) А. П. Чехова, М. Горького. Ставил со Станиславским их пьесы.

Слайд 11

Всеволод Эмильевич Мейерхольд 1874-1940
Российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923), один

Всеволод Эмильевич Мейерхольд 1874-1940 Российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923),
из реформаторов театра 20 века. Работал в Московском художественном театре (МХТ), затем в провинции. Развивал символическую концепцию «условного театра».Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.

Евгений Багратионович Вахтангов 1883-1922
Театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра им. Вахтангова. Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства — нравственное совершенствование общества, студия — община единомышленников, актерская игра — правда переживаний, спектакль — проповедь добра и красоты.

Имя файла: Литературное-и-театральное-творчество-«Серебряного-века».pptx
Количество просмотров: 245
Количество скачиваний: 9