Слайд 3АРИСТОТЕЛЬ
Lexis Opsis Melos
Lexis
![АРИСТОТЕЛЬ Lexis Opsis Melos Lexis](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-2.jpg)
Слайд 4Классическая риторика словесности. Античность
(Эмпедокл, Демосфен, Аристотель, Цицерон и др.):
риторика как способ
![Классическая риторика словесности. Античность (Эмпедокл, Демосфен, Аристотель, Цицерон и др.): риторика как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-3.jpg)
словесного убеждения («красноречие»)
Основной инструмент – логические фигуры (софизмы, антитезы, сопоставления, градации и т.п.)
Прикладное значение – судебные и политические речи
Суть – воздействие на слушателей (устное слово), поэтому важны приемы произнесения речей
Разделение на стили и жанры
Слайд 5Классическая риторика словесности. Средние века
Задача риторики: поучать, побуждать, развлекать (лат. docere, movere, delectare)
Задачи
![Классическая риторика словесности. Средние века Задача риторики: поучать, побуждать, развлекать (лат. docere,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-4.jpg)
журналистики: информировать, продавать, развлекать
Фенелон «Рассуждение о красноречии»: речь должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий).
Слайд 6Поэзия
Основное назначение поэзии – воздействие на чувства
Исторически: неразрывная связь с музыкой и
![Поэзия Основное назначение поэзии – воздействие на чувства Исторически: неразрывная связь с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-5.jpg)
ритмом (коллективные действия и ритуалы) – Дж.Фрэзер «Золотая ветвь»
Развитие поэзии – от исторических хроник и хранилища эпоса (эпопей) к лирике (выражению личных чувств и описаний частной жизни).
Позднее – возникновение прозы как части художественной словесности
Слайд 7Путь к современному состоянию текстовой культуры
История письменности: текст как часть изображения
![Путь к современному состоянию текстовой культуры История письменности: текст как часть изображения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-6.jpg)
Слайд 9Слово для
РАССМАТРИВАНИЯ и ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Текст как локальный знак и символ
![Слово для РАССМАТРИВАНИЯ и ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст как локальный знак и символ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-8.jpg)
Слайд 10Хранение. Материальное выживание. Угроза утилизации
Прочность и незыблемость материала (архитектура как сообщение, камень
![Хранение. Материальное выживание. Угроза утилизации Прочность и незыблемость материала (архитектура как сообщение,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-9.jpg)
как страница)
Красота и искусность исполнения (цветные иллюстрированные манускрипты)
Слайд 12Переписывание. Изобретение бумаги. Упрощение копирования. Изобретение печати. Нарастание угрозы утилизации.
Текст как сообщение;
![Переписывание. Изобретение бумаги. Упрощение копирования. Изобретение печати. Нарастание угрозы утилизации. Текст как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-11.jpg)
массовое тиражирование убивает значение оформления
Дешевизна технологий ускоряет утилизацию
Слайд 17Возвращение рассматривания текста
КОМИКСЫ
![Возвращение рассматривания текста КОМИКСЫ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-16.jpg)
Слайд 24Современная поэзия
Очищение слова от смысла
Звук и ассоциации как главные художественные инструменты
Вид слова
![Современная поэзия Очищение слова от смысла Звук и ассоциации как главные художественные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-23.jpg)
как способ передачи новых смыслов
От коннотаций к денотации и обратно
Слайд 25Велимир Хлебников
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась
![Велимир Хлебников Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-24.jpg)
цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
<1908 — 1909>
Слайд 26Вероника Злобина https://www.youtube.com/watch?v=m-fxtlXuHVQ
https://www.youtube.com/watch?v=tkUmeNpuwaE
Леня Федоров. «Бобоэби…»
Пример spirituals https://www.youtube.com/watch?v=h8opd0WrJxY
![Вероника Злобина https://www.youtube.com/watch?v=m-fxtlXuHVQ https://www.youtube.com/watch?v=tkUmeNpuwaE Леня Федоров. «Бобоэби…» Пример spirituals https://www.youtube.com/watch?v=h8opd0WrJxY](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-25.jpg)
Слайд 27История визуальной поэзии
Татьяна Грауз
«Визуальное» в поэзии // Интерпоэзия. 2017. № 1.
http://magazines.russ.ru/interpoezia/2017/1/vizualnoe-v-poezii.html
![История визуальной поэзии Татьяна Грауз «Визуальное» в поэзии // Интерпоэзия. 2017. № 1. http://magazines.russ.ru/interpoezia/2017/1/vizualnoe-v-poezii.html](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018707/slide-26.jpg)