Содержание
- 2. Врубель (1856-1910) . Автопортрет с жемчужной раковиной
- 3. Врубелевские образы были на редкость многозначными и всеобъемлющими: обладающий сверхчеловеческими возможностями демон, злой дух, которого так
- 4. . Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (5 [17] марта 1856, город Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя —
- 5. Михаил Александрович родился в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, Предки со стороны его отца были
- 6. В этот период (с 28 до 33 лет) сформировалась зрелая манера мастера — с его «кристаллическим»
- 7. Изображение апостолов в «Сошествии Св. Духа» посвящено мистической ситуации, и Врубель трактует это событие как почти
- 8. Кульминация Кульминация киевского периода — эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, преимущественно Киевский
- 9. Ангел (эскиз) Врубелевский ангел - если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, "весть
- 10. Воскресение Христа Здесь соединены иконография "Воскресения" с иконографией "Христос во славе" и "Сошествие во Ад"; в
- 11. Символизм в орнаменте и декоративности. Уже в картину 1886 г. «Девочка на фоне персидского ковра» орнамент
- 12. Абрамцевский период Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в Абрамцеве. Здесь мастер пишет
- 13. Как было в тот святой, великий час, Когда от мрака отделился свет, И, ангел радостный, он
- 14. «Известный» Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве написан «Демон (сидящий)» и созданы иллюстрации к
- 15. Микула Селянинович. 1896
- 16. «Принцесса Греза» (1896),
- 17. Врубель, опять-таки волею судьбы, летом несколько раз работал в мастерской Ге, на хуторе близ Чернигова, где
- 18. Утро (1897)
- 19. Пан(1899)
- 20. Царевна-Лебедь 1900
- 21. Шестикрылый Серафим
- 22. Создание Демона Поверженного С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском
- 23. Демон Поверженный (1901-1902) Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное
- 24. Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал окончательным. То же происходило
- 25. В картине Демон поверженный Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой
- 27. Скачать презентацию
Слайд 2Врубель
(1856-1910)
. Автопортрет с жемчужной раковиной
Врубель
(1856-1910)
. Автопортрет с жемчужной раковиной
Слайд 3Врубелевские образы были на редкость многозначными и всеобъемлющими: обладающий сверхчеловеческими возможностями демон,
Врубелевские образы были на редкость многозначными и всеобъемлющими: обладающий сверхчеловеческими возможностями демон,
Слайд 4.
Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (5 [17] марта 1856, город Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков,
.
Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (5 [17] марта 1856, город Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков,
Жена художника, (1898)
Слайд 5Михаил Александрович родился в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, Предки со стороны
Михаил Александрович родился в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, Предки со стороны
В студенческие годы всерьёз увлекался философией Канта, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм). Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Познакомился и сблизился с Валентином Серовым. Наравне с Серовым, Врубель был одним из самых преданных и одним из самых отличаемых учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него Михаил унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике.
Биография
Слайд 6В этот период (с 28 до 33 лет) сформировалась зрелая манера мастера
В этот период (с 28 до 33 лет) сформировалась зрелая манера мастера
Богоматерь с младенцем
Киевский период (1884-89). Начало самостоятельной деятельности
Слайд 7Изображение апостолов в «Сошествии Св. Духа» посвящено мистической ситуации, и Врубель трактует
Изображение апостолов в «Сошествии Св. Духа» посвящено мистической ситуации, и Врубель трактует
Фрагмент фрески 1885 год
Слайд 8Кульминация
Кульминация киевского периода — эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный
Кульминация
Кульминация киевского периода — эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный
Надгробный плач (эскиз) 1887
Слайд 9Ангел (эскиз)
Врубелевский ангел - если и вестник, то, как говорил Блок о самом
Ангел (эскиз)
Врубелевский ангел - если и вестник, то, как говорил Блок о самом
Слайд 10Воскресение Христа
Здесь соединены иконография "Воскресения" с иконографией "Христос во славе" и "Сошествие
Воскресение Христа
Здесь соединены иконография "Воскресения" с иконографией "Христос во славе" и "Сошествие
Слайд 11Символизм в орнаменте и декоративности.
Уже в картину 1886 г. «Девочка на
Символизм в орнаменте и декоративности.
Уже в картину 1886 г. «Девочка на
«Девочка на фоне персидского ковра»
Слайд 12Абрамцевский период
Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в Абрамцеве.
Абрамцевский период
Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в Абрамцеве.
Морская царевна (Волхова), 1899-1900. Майолика
Слайд 13Как было в тот святой, великий час,
Когда от мрака отделился свет,
И,
Как было в тот святой, великий час,
Когда от мрака отделился свет,
И,
Взглянул на будущность. И сколько лет,
ДЕМОН (1890)
И сколько тысяч лет с тех пор прошло!
И он уже не тот. Его чело
Померкло… он один, один… один…
Враг счастья и порока властелин.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Слайд 14«Известный» Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве написан «Демон (сидящий)»
"Придворный художник" С.И.Мамонтова
Слайд 15Микула Селянинович. 1896
Микула Селянинович. 1896
Слайд 16«Принцесса Греза» (1896),
«Принцесса Греза» (1896),
Слайд 17Врубель, опять-таки волею судьбы, летом несколько раз работал в мастерской Ге, на
Врубель, опять-таки волею судьбы, летом несколько раз работал в мастерской Ге, на
Врубель весь состоял из парадоксов. Легкомысленное богемное существование — и чрезвычайно серьезное отношение к ремеслу. При серьезности мастера, ревниво относящегося к выходящему из-под его руки, — беспечное отношение к судьбе готовых произведений: то, что уже было сделано и выпущено из рук, для него не имело цены. Это был человек умный и глубокий, хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках, открывший для среды, в которой он обитал например, Г. Ибсена. Он был открыт и легок в общении, но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы он обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможные развивать перед своими коллегами
Слайд 18 Утро (1897)
Утро (1897)
Слайд 19Пан(1899)
Пан(1899)
Слайд 20Царевна-Лебедь 1900
Царевна-Лебедь 1900
Слайд 21Шестикрылый Серафим
Шестикрылый Серафим
Слайд 22Создание Демона Поверженного
С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им
Создание Демона Поверженного
С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им
Демон Врубеля - воплощение «прекрасного зла» и «злой красоты» - был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон - воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор.
Слайд 23Демон Поверженный (1901-1902)
Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель, обречённость, а
Демон Поверженный (1901-1902)
Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель, обречённость, а
Слайд 24Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал
Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал
Уже подходила к концу работа московской выставки, где была заявлена новая картина Врубеля, а он все не мог расстаться со своим «Демоном». И даже тогда, когда в последние дни перед закрытием экспозиции он вынужден был отдать картину, и она уже висела на стене, он на глазах у публики продолжал что-то менять в картине, особенно в лице Демона. "Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое... " (Бенуа). «Были дни, что Демон был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота», - вспоминала Е.И. Ге.
Врубель никак не мог оставить своего героя и тогда, когда полотно сняли с подрамника, скатали и отправили в Петербург на выставку «Мира искусства» - он поехал вслед…
"Верится, что Князь Мира позировал ему, - пишет Бенуа. — Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма".
Явление Демона
Слайд 25В картине Демон поверженный Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не
В картине Демон поверженный Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не
Лицо Демона отчетливо ассоциировано с театральной маской, тогда как живопись — фактура и колорит картины — воссоздает впечатление потухающей сценической подсветки. Розовые и голубые краски первоначально обладали люминесцентным эффектом (он уцелел лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме): в росписи павлиньих перьев применен бронзовый порошок. В момент написания живопись полотна в целом походила на сверкающее и переливающееся павлинье оперение.
Но вся эта «красота» словно была рассчитана на то, чтобы начать блекнуть на глазах первых зрителей. Врубель продолжал работу над картиной, когда она уже экспонировалась на выставке. Черты и выражение лица, свето- и цвето-" режиссура менялись на глазах публики: исчезнувшие версии изображения тут же превращались в то, о чем «говорят», о чем глаголет молва, ходят слухи и легенды. Известно, что Врубель хотел дать картине название «Ikone». Легендарно-житийный ореол сопровождал картину с самого начала, как если бы этот ореол входил в художественное задание произведения.