Мировые культуры и межкультурные коммуникации. Лекция 7

Содержание

Слайд 2

1. Декоративно-прикладное искусство в российской культуре. Символы и сюжеты народной вышивки

Роль вышивки

1. Декоративно-прикладное искусство в российской культуре. Символы и сюжеты народной вышивки Роль вышивки в народной культуре
в народной культуре

Слайд 3

Мировоззрение и декоративно-прикладное искусство

Традиционная вышивка имеет большое, можно сказать, мировоззренческое значение в

Мировоззрение и декоративно-прикладное искусство Традиционная вышивка имеет большое, можно сказать, мировоззренческое значение
народной культуре. Этнографы заинтересовались техникой, мотивами и сюжетами русской вышивки ещё в XIX веке, обнаружив отражённые в ней старинные, ещё языческие представления славян о мироустройстве.
Для русской народной вышивки характерна орнаментальность, символизм, воспроизводимость образов и знаков.

Символы солнечного света и плодородия.

Слайд 4

Сюжет: Симаргл-Переплут

На фото: стан (подол) праздничной женской рубахи. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд.

Сюжет: Симаргл-Переплут На фото: стан (подол) праздничной женской рубахи. Олонецкая губерния, Каргопольский
Первая половина XIX века. Из собрания Государственного Исторического музея в Москве.

Слайд 5

Сюжет: весенняя баба и Симаргл-Переплут

На фото: так называемая «набирушка», корзинка с пасхальными

Сюжет: весенняя баба и Симаргл-Переплут На фото: так называемая «набирушка», корзинка с
яйцами и свечками, приготовленная для освящения в церкви. Корзинка декорирована обрядовым полотенцем со старославянскими языческими символами. Такой синкретизм языческих и христианских символов и предметов материальной культуры был типичен для народного сознания вплоть до конца XIX века. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Слайд 6

Сюжет: ладья и «весенняя баба»

На фото: конец полотенца. Вологодская губерния, Кирилловский уезд.

Сюжет: ладья и «весенняя баба» На фото: конец полотенца. Вологодская губерния, Кирилловский
Вторая половина XIX века. Собрание Государственного Исторического музея в Москве. Сюжет «ладьи» из птиц и символического изображения «весенней бабы».

Слайд 7

Сюжет: «осенняя баба»

На фото: пример народной вышивки в «осенними бабами». Экспозиция Российского

Сюжет: «осенняя баба» На фото: пример народной вышивки в «осенними бабами». Экспозиция
Этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Слайд 8

2. Способы применения народной вышивки

Символический и утилитарный смысл

2. Способы применения народной вышивки Символический и утилитарный смысл

Слайд 9

Сакральный смысл, утилитарное применение

На фото: пример применения обрядового полотенца как церковной утвари.

Сакральный смысл, утилитарное применение На фото: пример применения обрядового полотенца как церковной
Использовалось для того, чтобы бережно взять в руки богослужебные книги в церкви. XIX век. Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Слайд 10

В интерьере жилья

На фото: пример применения полотенца с традиционной вышивкой в интерьере

В интерьере жилья На фото: пример применения полотенца с традиционной вышивкой в
русской избы (с древних времён до конца XIX века) – как украшения углового иконостаса и иконы, также стена украшена полотенцем с изображением «осенней бабы». Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Слайд 11

Техника исполнения

Наиболее древнее сочетание в русской вышивке – белый и красный цвета,

Техника исполнения Наиболее древнее сочетание в русской вышивке – белый и красный
пламенеющая нить узоров на серебристой льняной холстине. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Именно поэтому он считался символом оберега, и именно этим цветом обязательно вышивали горловины, рукава и подол народного костюма.

Счётные швы, крестиком

Слайд 12

Распространение вышивки в народной культуре

На примерах этносов северо-запада России

Распространение вышивки в народной культуре На примерах этносов северо-запада России

Слайд 13

Аккультурация

В 1920е годы, уже при советской власти, Российский этнографический музей организовывал силами

Аккультурация В 1920е годы, уже при советской власти, Российский этнографический музей организовывал
своих сотрудников этнографические экспедиции, направленные для сбора и сохранения предметов с традиционной народной вышивкой.
Интересно, что сюжеты древнеславянских и старорусских вышивок детально и подробно воспроизводились в материальной культуре различных народов северо-запада России. В экспозиции Российского этнографического музея представлены вышивки, сделанные представительницами таких народов, как вепсы, ижора, карела. Эти артефакты являются аналогичными русским народным предметам рукоделия.

Эти экспедиции в Ленинградской и Тверской области смогли изыскать артефакты со старинными сюжетами вышивок, относящихся к середине XIX – началу ХХ века.

Слайд 14

Пример аккультурации

На фото: Обрядовое полотенце. Начало ХХ века, народ ижора. Привезено экспедицией

Пример аккультурации На фото: Обрядовое полотенце. Начало ХХ века, народ ижора. Привезено
Д.А. Золотарёва в 1926 году, происхождение - Кингисеппский район Ленинградской области, деревня Манновка. Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Слайд 15

Схожесть обычаев и праздников

На фото: традиционный праздник финно-угорского населения Ленинградской области, посвящённый

Схожесть обычаев и праздников На фото: традиционный праздник финно-угорского населения Ленинградской области,
летнему солнцестоянию и «макушке лета» - Юханнус, аналогичный празднику Ивана Купалы у славян. Сестрорецк, парк «Дубки», июнь 2018 года.
Имя файла: Мировые-культуры-и-межкультурные-коммуникации.-Лекция-7.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0