Слайд 2Понятие «культура» — центральное в культурологии. Этот термин впервые появился в латинском
языке. Поэты и ученые Древнего Рима употребляли его в своих трактатах и письмах в значении «возделывать» что-то, «обрабатывать» что-то, улучшать.
Слайд 3Культура представляет собой сложное полисистемное образование, охватывающее все сферы жизни общества. В значительной
степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена.
Слайд 4Еще в 1964 г. американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257
определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли.
Слайд 5Каждое из многочисленных определений культуры отражает состояние той культуры, в которой жил
культуролог, а также - определённый подход исследователя, обусловленный уровнем развития культурологического знания того времени, в котором творил учёный, и его научными интересами. И всё же анализ многих научных определений позволяет выявить хотя бы некоторые основные признаки культуры, что и сделали А. Крёбер и К. Клакхон.
Слайд 6Общие признаки культуры
(по Креберу и Клакхону)
1) Культура – это то, что отличает
человека от животных, и то, что свойственно человеку и человеческому обществу; культура – явление общественное.
2) Культура - это то, что не передается биологически, а предполагает передачу значимой для людей информации посредством обучения. Она является формой трансляции социального опыта.
3) Культура передаётся при помощи знаков, символических форм и систем (языка, произведений искусства, орудий труда), связана с идеями. Люди сознательно создают и воспринимают феномены культуры.
Слайд 7Слово «культура» имеет в обыденном языке два значения.
Один смысл этого слова
— общезначимый опыт жизнедеятельности людей.
Другой — совокупность всех явлений, в которых воплощен и закреплен этот социально значимый опыт.
Первое понятие выражает сущность культуры, второе — ее внешнее проявление. Эти два понятия культуры вообще неразрывно связаны, но никогда полностью не совпадают.
Слайд 8Вообще нет явлений культуры, которые были бы только явлениями культуры и ничем
другим. Поэтому любые попытки выделить явления культуры в особую самостоятельную область, противостоящую социальным явлениям и обществу в целом, несостоятельны. Явления культуры не составляют особой субстанции. Всех их объединяет только одно — все они являются носителями общезначимого опыта
Слайд 92 подхода к культуре
1.Аксиологический - акцентирует внимание на достоинствах человека, на
том, что способствует его культурному развитию.
2.Антропологический – означает, что культура – это мир человека. Мир человека включает в себя все стороны человеческого бытия, всё, что отличает жизнь человека, человеческого общества от жизни природы.
Слайд 10Функции культуры
1. адаптивная функция;
2. интегративная функция;
3. коммуникативная функция;
4. функция социализации;
5. компенсаторная
и игровая функции.
Слайд 111. Адаптивная функция
Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим
условиям его обитания.
В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.
Слайд 122. Интегративная и дезинтегративная функции культуры.
На эти функции особое внимание обращал в
своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.
Слайд 133. Коммуникативная функция
Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры.
Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает им средства общения — знаковые системы, оценки.
Слайд 144. Функция социализации
Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и
способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Слайд 155. Компенсаторная и игровая функции
Ряд культурологов в качестве самостоятельной функции культуры называют компенсаторную
и игровую функции.
Формами компенсации являются досуговая деятельность, туризм, общение с природой и другие формы отвлечения человека от участия в тех или иных видах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой компенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.
Слайд 16Игровая функция культуры проявляется не только в разнообразных видах спорта или развлечениях. Элементы
игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, Развлекательные игры носят характер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрителей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в жизни.
Слайд 17Ф. Боас
Стал основоположником культурной антропологии в США - комплексного изучения феномена
человека в его культурном и историческом многообразии, осуществляемого с опорой на данные биологии, лингвистики, археологии и других областей знания.
Слайд 18Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и
природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:
взаимодействие культуры и природы;
взаимодействие культуры и общества;
взаимодействие культуры и личности;
взаимодействие между культурами.
Слайд 19Л. Уайт
американский антрополог, первым употребивший в 1949 году термин "культурология". Он
дал методологическое обоснование и определил границы культурологии. Уайт указывает, что человеку свойственна уникальная способность к символизации – способность придавать вещам, явлениям, процессам значение, смысл. Благодаря этому они могут выступать не только как объекты, но и как символы, носители вложенного в них смысла.
Слайд 20Морфология культуры
это учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество
концепций, структурирующих культуры по разным основаниям.
Слайд 21Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов:
генетическое
- порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации);
историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени;
структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;
технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.
Слайд 22Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры,
и рассматривает способы их взаимодействия.
К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз.
В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.
Слайд 23МИФ
Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира
и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.
Слайд 24РЕЛИГИЯ
Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным
путем. Религия оперирует в основном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство - сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Исторически религия развивалась от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Религия устанавливает градации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот, греховность и падшесть, а потому важным становится требование постоянного морального совершенствования человека.
Слайд 25ИСКУССТВО
Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. В искусстве человек,
прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство не есть отражение жизни, но ее преображение. Это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.
Слайд 26НАУКА
Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых
знаний на основе рационалистических методов. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Наука лишена оценочного, субъективного начала, опираясь, прежде всего, на объективное знание. В отличие от остальных форм культуры наука развивается, исходя из принципа прогресса, что на современном этапе приводит к постепенному переходу науки из сферы культуры в сферу цивилизации.
Слайд 27Пространство и время — обязательные координаты любых культурных явлений и событий, которые
всегда происходят «где-то» и «когда-то». Они всегда существуют в тесной взаимосвязи, и в реальности их невозможно разделить. Единство этих двух жизненно связанных координат выражено в понятии «хронотоп».
Слайд 28Характеризуя это единство, М.М. Бахтин в 1930-е гг. ввел в культурологию и
философию понятие хронотопа, которое подчеркивает, что пространство и время культуры всегда связаны с субъективными переживаниями, меняющимися в разных исторических эпохах и культурных ситуациях.
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος «время» и τόπος «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»
Слайд 29Человек может чувствовать, как останавливается время и сжимается пространство, и как оно
же способно мелькать и расширяться.
Бахтин вводит понятие «большого времени» истории мировой культуры, которое способно выводить из далекого прошлого разные события, сюжеты, ценности и биографии и восстанавливать, «воскрешать» их жизненный смысл и значение, тем самым сближая историю и современность.