Слайд 2 В преддверии своего 90-летия известный итальянский сценарист, поэт, художник, скульптору и
писателю Тонино Гуэрра (1920-2012) написал:
«Однажды я объяснял разницу между двумя словами – смотреть и видеть. Молодость смотрит, а старость видит. Когда ты молод, ты ослеплен миром, ты видишь цвет, материал. Ты часто смотришь, но не видишь. Это одно из наслаждений старости - видеть... Сейчас мир, окружающий нас, пугает меня своим отношением к старости. Люди так боятся ее, что стремятся уничтожить со своих лиц следы морщин. А меня не интересует в старости лицо без морщин. Когда-то старик был дедушкой, дедушка был сказкой…»
Слайд 3Люди, дожившие до 90 лет переходят в разряд долгожителей согласно классификации, принятой
ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). Она такова:
Молодой возраст - 18-44,
Средний возраст - 45-59,
Пожилой возраст - 60-74,
Старческий возраст - 75-90.
Долгожители - 90 лет и более…
Слайд 4И этот отражаемый и запечатленный на холсте возраст под влиянием кисти художников
всего мира откладывает закономерный и определённый отпечаток на весь облик пожилого или старого человека. Если на холсте один персонаж, старик или старуха, пожилой человек, то обращаешь внимание на то, как художнику удалось, и удалось ли, заметить, подчеркнуть, показать или изобразить черты возраста человека, его особенности, индивидуальность. Важен цвет кожи, её тургор, морщинистость, наличие седины волос на голове, если они сохранились, усах, бороде.
Слайд 5 Весьма характерны изменения век, ширина глазных щелей, состояние глаз, их блеск или
наличие на них «пыли времени». Показательны очертания рта, состояние губ, наличие и выраженность возрастных складок на лице и шее. Иногда автор картины делает особый акцент на взгляд, выражение лица и мимику. Весьма выразительными бывают руки, наличие старческих изменений со стороны мускулатуры, межфаланговых суставов видимых склерозированных и выступающих сквозь атрофичную кожу, сосудов, сухожильных тяжей, положение рук, позы, жесты и ухваченные поступки, позволяющие увидеть, что на рассматриваемом холсте перед зрителем показан человек преклонных лет, проживший долгие годы. Возможно, прототип или объект рисования пережил тяжелые горести и несчастья, испытывает одиночество, потеряв близких ему людей, либо страдает от приобретенных недугов.
Слайд 6Следует сразу же отметить, что бОльшая часть нынешних пожилых людей выглядит значительно
моложе и в свои 60 лет ещё работают, творят, радуются жизни, любят и успешно женятся, рожают детей…
Не очень большой прогресс за прошедшие полторы тысячи лет, возможно скажете вы, но всё же… Да и некоторые пожилые люди и сегодня выглядят не лучше, но наверное всё зависит от прожитых лет, перенесенных переживаний и болезней, индивидуальных черт, наследственности и конституции…
Слайд 7Хочется начать знакомство с картинами художников о стариках с классического изображения старика
великого Леонардо да Винчи. Хотя этот портрет в чём-то и схематичен, и обобщен, возможно, даже является автопортретом художника…
«Туринский автопортрет» — автопортрет , приписываемый Леонардо да Винчи в его 60-летнем возрасте. Находится в Королевской библиотеке в Турине. На картине старик с морщинистым лицом, потухшим взглядом уставших глаз, мрачен и задумчив, весь в сединах. Кажется, что ему намного больше лет…
Слайд 8 Второй в обзоре по праву замечательный портрет старика в красном принадлежит
волшебной кисти великого Рембрандта. «Портрет старика в красном» (1650) признан одним из лучших среди портретов этого периода творчества великого художника.
Под кипой редкие седеющие остатки волос, густая седая поросль бороды и усов. Морщины на лбу и кожные складки на нижних веках, нос с горбинкой на неровной переносице. Сомкнутые в сдержанности изречений губы, чему соответствует заинтересованный боковой взгляд старика, одновременно задумавшийся о чём-то своём…
Слайд 9 Характерный типичный русский крестьянский облик удалось изобразить художнику В. Поленову (1844-1927).
в портрете Василия Петровича Щеголёнка (Щеголёнкова) - олонецкого крестьянина, одного из выдающихся сказителей русских былин.
Слайд 10Художник Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852) создал этюд «Голова старика» для
росписи центрального купола Исаакиевского собора» между 1843 и 1847 годами. Хранится он в Государственный Русском музее Санкт Петербурга.
Эта голова старика, очень колоритна и характерна. Действительно, глядя на эту голову у всякого зрителя, как искушённого в портрете, так и просто знакомого с типичным лицом русского мужика, возникает согласие в правильности избранного архитектором типажа. Высокий лоб с большими залысинами, курчавость ещё только начинающей седеть головы и богатой бороды с типичными для русского богатыря пышностью и дородностью. Суровый взгляд глубоко посаженных глаз, мудрый морщинистый лоб, нахмуренные брови.
Слайд 11Несколько иной тип старца на картине «Старец» в 1968 году нарисовал художник
Константин Алексеевич Васильев, школьный учитель рисования. Он изобразил старца в предпочитаемом им мифологическом или в былинном образе, более молоды с только седеющими вихрами не стриженых волос на голове и лице с пучками неухоженной короткой бороды, пытливым взглядом исподлобья сморщенного лба. Пронизывающий углублённый взгляд, понимающий жизнь. Картину можно увидеть в музее художника в Москве.
Слайд 12Немецкому художнику портретисту Кристиану Хейзеру (Christian Heuser), родившемуся в 1862 году, наибольшую
известность принесли портреты жителей Баварии, в основном пожилого и старческого возраста. Ему была присуща невероятная точность в изображении черт лица, умение подчёркнуть каждую морщинку, заметить цвет и формы причёсок, бороды и усов, выражение глаз, передающие характеры его персонажей, и своё отношение к собеседнику либо прохожему со стороны видящего их персонажа картины. Ими и сегодня восхищаются зрители, как и в те далёкие времена, когда они были написаны. Какое живое и небезразличное лицо старого джентльмена нарисовал художник!
Слайд 13Иван Николаевич Крамской (1837—1887) - «Крестьянин с уздечкой». Музей Русского Искусства, Киев, 1883
Прототипом картины
является крестьянин Мина Моисеев. Лицо старика - это мудрость, жизненный опыт, ясность и здравый смысл. Борода и кустистые брови вызывали обсуждения критиков, которые часто сравнивали героя портрета с Львом Толстым
Слайд 14Рембрандт. «Портрет старухи»,1654. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Рембрандт, как свидетельствуют его биографы и исследователи
творчества, всегда отдавал предпочтение изображению стариков, как возможных объектов и свидетелей раскрытия подробностей и многообразия выпавших на их долю жизненных ситуаций и пережитых ими событий. Он, кстати, также предпочитал рисовать старых и пожилых женщин.
Не зря же он вслед за старухой уже через год нарисовал «старушку». Не могу, да и не хочу, обойти стороной повторное обращение художника к своим привязанностям и предпочтениям. Он ведь даже картину назвал ласково: «Портрет старушки», а не «старухи»…
Слайд 15Психологическая глубина портрета старушки поражает: Неизбывная и глубокая печаль в её глазах
с застывшей гримасой прерванного рыдания, отягчённого внезапно возникшими воспоминаниями или проявившимся эпизодом жизни. Я бы назвал этот портрет «Плачущей старушкой».
Слайд 16
Душевные картины уральского художника Леонида Баранова из серии «Жили – были дед
да баба…» показывают образы сельских стариков в их быту и времяпрепровождении. Герои картин художника Леонида Баранова - деревенские старички. Все его искусство родом из детства, из деревни Бобылево, где он жил у бабушки Марии Егоровны до армии. Леонид Баранов родился в Курганской области в 1955 году. Первую "деревенскую" картинку с бабушкой, которая ест тюрю (размоченный в воде, квасе или в молоке хлеб), Баранов продал как раз на "панели", когда стал свободным художником, перестав преподавать в школе в 1997 году. Сейчас живёт и работает в Екатеринбурге.