Слайд 2Периоду характерно:
XIX век - расцвет национальных музыкальных школ.
Ведущим жанром романтической музыки, связанным с
бытовыми традициями, стала песня (романс)
Наряду с романсом расцвела и камерная фортепианная миниатюра.
В романсе воплотилась лирико-психологическая стихия романтизма.
Слайд 3Периоду характерно:
С городским музыкальным бытом связан и расцвет инструментальной танцевальной миниатюры.
Городской танец становится
одним из важнейших музыкальных жанров XIX века (вальсы Шуберта, мазурка и вальсы Шопена).
Концертная эстрада приобрела в XIX веке небывалое прежде значение и появление таких выдающихся и даже великих виртуозов, как Паганини, Шопен, Лист.
Слайд 4Периоду характерно:
Новый тип «гражданской» оперы («Дон Карлос» Верди, «Риенци» Вагнера), народно-сказочная опера, («Летучий голландец» Вагнера), героико-романтическая
опера, («Эврианта» Вебера, «Геновева» Шумана).
Во второй половине века появляются комические оперы -«Мейстерзингеры» Вагнера, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Фальстаф» Верди.
Слайд 6Роберт Шуман (1810-1856)
Биография
Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и
писателя. Первые уроки музыки брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять хоровую и оркестровую музыку. Его привлекала карьера юриста, но выяснилось, что у него талант к фортепьянной музыке. Тогда он стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке.
Слайд 7Творчество
Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». Шуман увлекался написанием вокальной музыки.
Он продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм и выразительную силу. Шуман много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке Шуман публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей.
Слайд 8Фредерик Шопен (1810-1849)
польский композитор и пианист
Достижения
По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе
прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.
Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни.
В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Почти вся музыка Фредерика Шопена предназначена для фортепиано.
Слайд 10Ференц Лист (1811-1886)
Родился 22 октября 1811 года в Венгрии в семье пастуха.
Отец занимался
музыкальным воспитанием и мальчик с малых лет пел в церковном хоре.
Дебют музыканта состоялся в 1819 году. Спустя два года Адам отдает сына на обучение Карлу Черни в Вену.
В 1823 году Лист пробует поступать в консерваторию в Париже, но по правилам в ней могли учиться только французы. Из-за неустойчивого финансового положения семьи музыкант постоянно дает концерты.
Это время считается началом творческого периода, появляются первые сочинения.
В 1825 году оперу «Дон Санчо, или Замок любви» можно было увидеть на сцене Grand-Opera.
Посетив Россию, Лист влюбляется в Каролину Витгенштейн и женится. Спустя год они добились разрешения и поселились в Веймере. В своём доме он давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Дочь Листа Козима стала женой Вагнера. Их сын, Зигфрид Вагнер, впоследствии стал известным дирижером.
Слайд 12Биография и творчество
Родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе,
провинции Парма, в бедной семье трактирщика.
С детских лет Верди принужден был зарабатывать на жизнь.
Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой на фортепиано, органе и дирижированием.
Уже в самом начале творческого пути определилась тяга Верди к опере — в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений.
Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой «Навуходоносор» (1842). На рубеже 1850-х годов начинается центральный период творчества Верди.
Его открывают три оперы — «Риголетто» (1851), «Трубадур»(1853), «Травиата» (1853), посвященные утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости.
Последние оперы —«Аида» (1871), «Отелло» (1886) и «Фальстаф» (1893) отмечены неповторимым своеобразием. Это — вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.