Музыкально-просветительская деятельность в России конца 19 века

Содержание

Слайд 2

Перед деятелями музыкально-просветительского движения в России возникли две важные взаимосвязанные задачи. Одна

Перед деятелями музыкально-просветительского движения в России возникли две важные взаимосвязанные задачи. Одна
из них – художественное воспитание слушателей, приобщение к серьёзному искусству большого круга любителей музыки. Другая – развитие музыкального профессионализма и, прежде всего, создание кадров хорошо обученных специалистов, особенно исполнителей и педагогов. Решению этих задач в значительной мере способствовала организация «Русского музыкального общества» (1859г.) и первых русских консерваторий. Огромную роль в создании этих просветительских центров русской музыкальной культуры играли братья Антон и Николай Рубинштейн.

Слайд 3

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 ноября 1894,

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 ноября
Петергоф) — композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён.Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Слайд 4

С именем А.Г.Рубинштейна связана деятельность «Русского музыкального общества» – концертной организации, ставящей

С именем А.Г.Рубинштейна связана деятельность «Русского музыкального общества» – концертной организации, ставящей
перед собой задачу сделать серьёзную музыку доступной большим массам публики. В рамках этого общества регулярно устраивались симфонические и камерные концерты, привлекавшие большое количество слушателей. Заслуга этого просветительского центра заключается в знакомстве русской широкой публики с произведениями композиторов-классиков. В концертных программах звучали оратории Г.Генделя, симфонии Й.Гайдна и  В.Моцарта, все девять симфоний, увертюры и фортепианные концерты Л.Бетховена. Широко представлено было творчество  Ф.Мендельсона.
  Просветительские тенденции нашли ярчайшее выражение в артистической деятельности А.Г.Рубинштейна. Венцом её были знаменитые «Исторические  концерты». Программы их включали произведения всех крупнейших композиторов, писавших для фортепиано или клавира, начиная с английских вёрджиналистов до русских современников А.Г.Рубинштейна. В сезонах 1887–1889гг. он провёл в Петербургской консерватории циклы концертов-лекций «История литературы фортепианной музыки», где охватил ещё более широкий круг произведений и композиторов. А.Г.Рубинштейну принадлежит и первенство в учреждении первого международного конкурса музыкантов.
Просветительским духом была пронизана и педагогическая деятельность великого  музыканта. В занятиях с учениками он стремился привить им взгляд на идейно-воспитательную роль искусства. «Артист должен чувствовать себя миссионером, – говорил  А.Г.Рубинштейн, – чувствовать в себе жреца, провозглашающего святое слово. Задача высокая, но и не лёгкая».

Слайд 5

Никола́й Григо́рьевич Рубинште́йн (2 июня 1835, Москва — 11 марта 1881, Париж) — русский

Никола́й Григо́рьевич Рубинште́йн (2 июня 1835, Москва — 11 марта 1881, Париж)
пианист-виртуоз и дирижёр. Основатель Московской консерватории (соучредитель князь Николай Петрович Трубецкой) и первый её директор.
Национально-просветительские стремления Н.Г.Рубинштейна сказались в пропаганде им творчества русских композиторов. Особенно велико его значение как интерпретатора сочинений П. И. Чайковского и композиторов- современников.

Слайд 6

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля  1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября 1893, Санкт-Петербург) —

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя —
русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Слайд 7

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов,

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских
сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906).

Слайд 8

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт Балакирева» (1867):

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт Балакирева» (1867):
«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.
Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других — Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т. д.).
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Слайд 9

С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов приращение, развитие и живая история

С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов приращение, развитие и живая история
«Могучей кучки» отнюдь не завершились. Центр кучкистской деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова переместился в классы Петербургской Консерватории, а также, начиная с середины 1880-х годов — и в «беляевский кружок», где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером, а затем, с началом XX века разделил своё лидерство в составе «триумвирата» с А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым и чуть позднее (с мая 1907 года) Н. В. Арцыбушевым.
Со второй половины 80-х годов в составе беляевской «Могучей кучки» появляются такие разные по дарованию и специальности музыканты, как Глазунов, братья Ф. М. Блуменфельд и С. М. Блуменфельд, дирижёр О. И. Дютш и пианист Н. С. Лавров.Чуть позже, по мере окончания консерватории в число беляевцев вошли такие композиторы, как Н. А. Соколов, К. А. Антипов, Я. Витоль и так далее, включая большое число более поздних выпускников Римского-Корсакова по классу композиции.
Кроме того, следует особо отметить, что, будучи преемником «Могучей кучки» и в целом продолжая её направление, беляевский кружок не представлял собой единого эстетического целого, руководствующегося единой идеологией или программой.
К началу XX века, большинство новой русской музыки всё в большей степени обнаруживает синтез двух направлений и школ: в основном через академизм и размывание «чистых традиций». Немалую роль в этом процессе сыграл и лично сам Римский-Корсаков, музыкальные вкусы которого (и открытость к влияниям) была вообще значительно гибче и шире, чем у всех его композиторов-современников.

Слайд 11

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 , Нижний Новгород — 16 мая 1910, Санкт-Петербург) — русский композитор,

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 , Нижний Новгород — 16 мая
пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».
Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена, «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Слайд 12

В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка. Состоял

В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка. Состоял
вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853—1855.
В 1855 году Балакирев встретился в Петербурге с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 года он вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. 28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. В 1870-х годах Балакирев вследствие тяжёлого душевного кризиса отошёл от музыкальных занятий, для заработка устроился рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов.
В 1883 году Балакирев был назначен императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело было организовано на прочных педагогических началах. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле.

Слайд 13

Моде́ст Петро́вич Му́соргский (9 марта 1839, с. Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии — 16 марта 1881, Санкт-Петербург) —

Моде́ст Петро́вич Му́соргский (9 марта 1839, с. Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии
русский композитор, член «Могучей кучки».

Слайд 14

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и
эрудированным русским офицером.
Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.
Игре на фортепиано Мусоргский учился у Антона Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В 1852 г. фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса Мусоргского, первая публикация композитора. В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.
В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.
Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра.

Слайд 15

Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября 1833, Санкт-Петербург — 15 февраля 1887, там же) — русский композитор, учёный — химик

Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября 1833, Санкт-Петербург — 15 февраля 1887, там
и медик. Участник "Могучей кучки" Основоположник русского эпического симфонизма.
Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Слайд 16

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение —

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение
польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок
В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.

Слайд 17

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 марта 1844, Тихвин — 8 июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) —

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 марта 1844, Тихвин — 8 июня 1908, усадьба
русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Слайд 18

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки
музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона,
В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.
В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора.
Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1
Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Слайд 19

Це́зарь Анто́нович Кюи́ (фр. César Cui, при рождении Цезарий-Вениамин Кюи; 6 января 1835,

Це́зарь Анто́нович Кюи́ (фр. César Cui, при рождении Цезарий-Вениамин Кюи; 6 января
Вильна — 13 марта 1918, Петроград) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).
Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Слайд 20

Во второй половине XIX века в России зарождались традиции музыкально-просветительской деятельности среди

Во второй половине XIX века в России зарождались традиции музыкально-просветительской деятельности среди
детей. В 1898 году в Петербурге открылось «Общество детских развлечений» возглавлявшееся А.Н.Кремлёвым. В его деятельности поощрялись концерты для детей, программы которых строились на лучших образцах музыкальной культуры.

Слайд 21

С 1901 по 1912 г.г. большой популярностью в Петербурге пользовались «Вечера современной

С 1901 по 1912 г.г. большой популярностью в Петербурге пользовались «Вечера современной
музыки» – детище группы музыкантов (В.Г.Каратыгин, И.И.Крыжановский, В.Ф.Нувель, А.П.Нурок), близких по своим эстетическим взглядам группе «Мира искусств». Основное место в программах «Вечеров» занимали произведения новых композиторов А.Шёнберга, Р.Штрауса, К.Дебюсси, М.Равеля, а из русских – С.С.Прокофьева, Н.Я.Мясковского, И.Ф.Стравинского и В.И.Ребикова. С 1909г. силами издателя журнала «Музыка» В.В.Держановского, певицы  Е.В.Копосовой и дирижёра К.С.Сараджева аналогичная организация возникла и в Москве. Творчеству начинающих молодых композиторов посвящались «Музыкальные выставки» организованные в помещении Синодального училища Б.Л.Яворским при участии певицы М.А.Дейша-Сионицкой.
Концертные программы музыкальной школы состояли поначалу лишь из хоровых сочинений. Со временем они обогатились произведениями оркестровой музыки, которые исполнялись с помощью приглашённых музыкантов-инструменталистов. В концертах можно было услышать музыку  современных западноевропейских композиторов: Ф.Листа, Р.Шумана, Г.Берлиоза, и, главным образом, молодых русских композиторов «Могучей кучки». Целью этих концертов было стремление образовывать вкусы слушателей в соответствии со своими художественными убеждениями и доносить до них собственное творчество.

Слайд 22

С 1903 по 1917г.г. одно из основных мест в музыкальной жизни Петербурга

С 1903 по 1917г.г. одно из основных мест в музыкальной жизни Петербурга
занимали «Концерты А.Зилоти». Программы концертов были самые разнообразные: смешанные, как способ пропаганды серьёзных музыкальных произведений; цельные, объединяющие произведения по их стилистической или эпохальной принадлежности; авторские и тематические, посвящённые творчеству одного композитора. Автор составлял их с величайшей тщательностью, руководствуясь эстетическими и просветительскими целями: «На первом плане – забота об интересной, новой или художественно-содержательной программе…»[40,26]. О просветительской направленности концертов говорит и тот факт, что к каждому из них печатались специальные аннотации, в которых сообщались краткие сведения о композиторах и исполняемых произведениях, публиковались тексты вокальных произведений.
Благодаря А.И.Зилоти,  петербургская публика узнала и полюбила музыку И.С.Баха, большинство произведений которого звучали в России впервые. Проведение каждого баховского концерта сопровождалось  составлением аннотаций, переводом текста, выпиской хоральных мелодий. Часто звучали произведения зарубежных композиторов: Г.Берлиоза, Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса, М.Регера, К.Сен-Санса, М.Равеля, К.Дебюсси и др. Страстный листианец, А.И.Зилоти много внимания уделял пропаганде творчества Ф.Листа.
Значительное место в концертных программах занимал русский репертуар. А.И.Зилоти первый провёл циклы вечеров, посвящённых русской городской песне и романсу, где прозвучали сочинения А.Л.Гурилёва, А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, М.А.Балакирева, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова. Особенное предпочтение отдавалось творчеству П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, А.К.Глазунова, А.Н.Скрябина. Вместе с тем, музыкант-просветитель считал, что слушателей необходимо знакомить с современной музыкой, включать в программы как можно больше новинок. Он усиленно продвигал творчество молодых авторов: И.Ф.Стравинского, Н.К.Метнера, М.О.Штейнберга, М.Ф.Гнесина, С.С.Прокофьева и др.
Концерты А.И.Зилоти  привлекали и первоклассными исполнителями, по которым можно судить о достижениях мировой музыкальной культуры.  В его концертах выступали пианисты Р.Пюньо, А.Корто, И.Гофман, В.Л.Сапельников, Ф.М.Блуменфельд, С.В.Рахманинов (постоянно и целыми Сlavierabend’ами), А.Н.Скрябин; скрипачи Э.Изаи, Ж.Тибо, Дж.Энеску, Л.Ауэр, А.Д.Бродский; виолончелисты П.Казальс, А.В.Вержбилович, А.А.Брандуков; вокалисты Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.И.Забела-Врубель, А.В.Нежданова и другие знаменитые музыканты.  Часто привлекались выдающиеся дирижёры А.Никиш, Дж.Энеску, В.Менгельберг, Ф.Мотль, А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, Ф.М.Блуменфельд, С.С.Прокофьев и др.
В 1912 году А.И.Зилоти организовал «Общедоступные концерты» для малообеспеченной публики и молодёжи, билеты на которые стоили в два раза дешевле. Несмотря на то, что это мероприятие давало явный дефицит, Зилоти не снижал ни качества программ, ни качества участников. Концерты имели большой успех. В 1916 году начинает ещё одно большое дело – «Народные бесплатные концерты». «Подход к концертам был глубок и серьёзен. Слушателям раздавались анкеты, в которых спрашивалось об индивидуальных слуховых ощущениях, о конкретных музыкальных образах, возникающих при слушании музыки, о связи звукового ощущения со световым и т. д.» [40,428]. В начале каждого концерта читалось краткое пояснительное слово, написанное А.В.Оссовским популярно и содержательно. Зал всегда был заполнен до отказа: приходили рабочие, дворники, кухарки, торговки, извозчики, пожарные, городовые и завсегдатаи симфонических и камерных концертов. Заслуга деятельности А. И.Зилоти для русского общества неоценима, он помог простому народу приобщиться к высокому искусству. Последним общественным начинанием выдающегося музыканта была организация Русского музыкального фонда – благотворительной организации для помощи нуждающимся музыкантам и их семьям.

Слайд 23

Алекса́ндр Ильи́ч Зило́ти (27 сентября 1863, Харьков — 8 декабря 1945, Нью-Йорк) — выдающийся русско-американский

Алекса́ндр Ильи́ч Зило́ти (27 сентября 1863, Харьков — 8 декабря 1945, Нью-Йорк)
пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель.

Слайд 24

Серге́й Па́влович Дя́гилев (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из

Серге́й Па́влович Дя́гилев (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один
основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева»
В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы.

Слайд 25

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (20 марта 1873, Семёново, — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз , США) — русский

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (20 марта 1873, Семёново, — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз
композитор , выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Слайд 26

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки
фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки.
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». . Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Слайд 27

И́горь Фёдорович Страви́нский (5 июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен

И́горь Фёдорович Страви́нский (5 июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя — 6 апреля
в Венеции на кладбище Сан-Микеле) — русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

Слайд 28

Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано,

Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для
сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно.
Стравинский очень активно гастролировал как дирижёр и пианист.

Слайд 29

Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в (29 июля (10 августа) 1865, Санкт-Петербург — 21 марта 1936,

Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в (29 июля (10 августа) 1865, Санкт-Петербург — 21 марта
Нёйи-сюр-Сен) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928— её директор.

Слайд 30

Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять с одиннадцати.

Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять с одиннадцати.
В 1879 он познакомился с Милием Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Римскому-Корсакову. С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать теорию музыки и композицию, и за полтора года прошёл весь курс гармонии, форм и инструментовки. Уже в 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая с успехом была исполнена под управлением Балакирева, а вскоре появился его первый струнный квартет.
После Октябрьской революции Глазунов выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и др., принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922 ему было присвоено звание народного артиста Республики.
Имя файла: Музыкально-просветительская-деятельность-в-России-конца-19-века.pptx
Количество просмотров: 390
Количество скачиваний: 1