Национальный марийский костюм

Содержание

Слайд 2

Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления

Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления
о красоте и целесообразности. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Слайд 3

Одежда марийцев подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу

Одежда марийцев подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу
предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора. Женский костюм дополнялся украшениями.

Слайд 4

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и
летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди. Воротника обычно не было, вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна.

Особенности мужской одежды.

Слайд 5

Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами:

Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами:
черным, красным и зеленым. Вышивка на рубахах сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Слайд 6

Основными частями женского костюма была богато украшенная вышивкой, штаны, рубаха, холщовый кафтан,

Основными частями женского костюма была богато украшенная вышивкой, штаны, рубаха, холщовый кафтан,
передние, головной убор и лыковая обувь. Рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье.

Особенности женской одежды.

Слайд 7

Покрой рубахи был прямой, туникообразный. Рукав был прямой без обшлага. Рубахи различались

Покрой рубахи был прямой, туникообразный. Рукав был прямой без обшлага. Рубахи различались
вышивкой и разрезом ворота. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, а ворот завязывался тесемкой.

Слайд 8

Поверх рубахи марийки надевали передник. Часто шили его из цветной пестряди, а

Поверх рубахи марийки надевали передник. Часто шили его из цветной пестряди, а
некоторые– из добротной белой ткани. Передник украшали вышивкой и обшивали кружевами.

Слайд 9

«Шимакш», пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой

«Шимакш», пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый
продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком. Молодые девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю». Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо».Он имел сходство с убором «шимакш». Сюда пришивались монеты, раковины каури, бисер. Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью.

Головные уборы.

Слайд 10

Молодая девушка в будни носила небольшое количество украшений: шейные ожерелья, серьги, кольца.

Молодая девушка в будни носила небольшое количество украшений: шейные ожерелья, серьги, кольца.
Во время праздников она надевала полный набор, состоявший из всевозможных нашейных, нагрудных, наручных и поясных украшений. Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера. Также марийцы носили разнообразные ожерелья обшитые мелкими монетами и бисером.

Украшения.

Слайд 11

Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и

Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и
валяную (зимняя). В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.

Обувь.

Слайд 12

К сожалению со временем утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского

К сожалению со временем утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского
народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.
Имя файла: Национальный-марийский-костюм.pptx
Количество просмотров: 429
Количество скачиваний: 5