Народная, массовая и популярная культуры

Содержание

Слайд 2

В отечественной научной литературе массовая, популярная и народная культуры рассматриваются как функционально

В отечественной научной литературе массовая, популярная и народная культуры рассматриваются как функционально
и содержательно автономные. Массовой культуре популярная культура предшествует исторически, но продолжает с ней сосуществовать в современном культурном пространстве. От массовой культуры популярную отличает отсутствие ее изначальной ориентации на включенность в коммерческую индустрию и естественная, а не особым образом синтезированная популярность. Популярная культура находится ближе, чем массовая, к образам, языку, идеалам народной культуры, реальнее отражает мифы и ориентиры народного сознания. (Костина А. В. Популярная культура [Электронный ресурс] / А. В. Костина // Энциклопедия гуманитарных наук. Знание. Понимание. Умение. – Электрон. дан.– 2005. – № 3. С. 213–214. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_3/Kostina2/index.pdf. - Загл. с экрана).

Слайд 3

Массовая культура

Хотя в формулировке темы массовая культура находится в связке с народной

Массовая культура Хотя в формулировке темы массовая культура находится в связке с
и популярной, чаще ее берут в тандеме с культурой элитарной, как, например, в статье Е. Басина «Культура» из он-лайн энциклопедии «Кругосвет»:
В 20 в. произошел переход от индустриальной к пост-индустриальной цивилизации. Производство товаров, информации и услуг становится массовым и стандартизированным. Массовое потребление и СМИ (пресса, радио, телевидение, компьютеры, спутниковая связь,) соединяют и объединяют людей. В результате наряду с элитарной гуманитарной и научно-техниче-ской культурами в обществе начинает господство-вать массовая культура (МК).

Слайд 4

Основное поле МК –индустриально коммерческий тип производства и распределения стандартизованных духовных благ.

Основное поле МК –индустриально коммерческий тип производства и распределения стандартизованных духовных благ.
МК создается профессионалами… Она близка рекламе, те же: простота, повторение, стремление понравиться потребителю, склонность к преувеличениям. Основные формы маскульта: комиксы, видеоклипы, система бестселлеров, система «звезд». Основные жанры – детектив, фантастика, эротика, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм. Главное назначение МК – развлечение, удовольствие, острые ощущения, заполнить досуг… http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/KULTURA.html? – Загл. с экрана).

Слайд 5

«Популярная культура» – область культуры, доступная для понимания представителям всех социальных слоев

«Популярная культура» – область культуры, доступная для понимания представителям всех социальных слоев
и групп и получившая широкое распространение в обществе. Популярной культуре присуща опора на общепринятое в социальном и эстетическом смысле, она апеллирует к обыденному сознанию, для ее усвоения не требуется специальных знаний и навыков. Существенной чертой популярной культуры является ее ориентация на сопровождение досуговой деятельности, ее основная функция — развлекательная. Развитие популярной культуры связано с городской культурой, когда в крупных городах древнего мира, подобных Вавилону, были распространены такие формы развлечений, как представления гимнастов, фокусников, уличных певцов и танцоров.

Слайд 6

Расцветом популярной культуры становится эпоха Нового времени, когда она находит своего покровителя

Расцветом популярной культуры становится эпоха Нового времени, когда она находит своего покровителя
в лице мало просвещенной мелкой буржуазии. Здесь впервые в содержание популярной культуры осознанно вводится установка на отключение от реальности. Характерно, что предмет культуры, получающий популярность — т. е., широкое распространение в массах, — может оставаться при этом элитарным, включая в свою структуру как уровни, общедоступные для понимания, так и воспринимаемые только специалистами. Такой популярностью пользуется музыка П. И. Чайковского, поэзия С. А. Есенина, живопись художников «передвижников» (Костина А. В. Популярная культура [Электронный ресурс] / А. В. Костина // Энциклопедия гуманитарных наук. Знание. Понимание. Умение. – Электрон. дан. – 2005. – № 3. – С. 214–215. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_3/Kostina2/index.pdf. - Загл. с экрана).

Слайд 7

Популярная культура понимается как двойственный феномен: она связана с коммерчески продуцируемым содержанием

Популярная культура понимается как двойственный феномен: она связана с коммерчески продуцируемым содержанием
и, одновременно, является актуализаций этого содержания в живом человеческом опыте. Популярная культура укоренена в повседневности и реализуется через обыденные культурные практики, что не позволяет трактовать ее как сферу неподлинных потребностей и манипулирования. В то же время она не может рассматриваться как некая аутентичная «народная» культура; популярная культура выступает как специфический слой «низового» любительского опыта, связанного с  коммерческой массовой культурой.
Соколова Н. Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик: автореф. Дис. … д-ра филос. Наук. Самара, 2010

Слайд 11

Массовая культура в картинках

Массовая культура в картинках

Слайд 18

Фестиваль русской культуры стартовал в Удмуртии

Фестиваль русской культуры стартовал в Удмуртии
Имя файла: Народная,-массовая-и-популярная-культуры-.pptx
Количество просмотров: 192
Количество скачиваний: 0