Народные промыслы России

Содержание

Слайд 2

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала
особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Слайд 3

 — один из старинных самобытных русских народных промыслов. Особенностью хохломского промысла является

— один из старинных самобытных русских народных промыслов. Особенностью хохломского промысла является
изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Слайд 4

 – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке

– это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке
уже более 670 лет назад.
гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 5

 – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской

– народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского
области

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 6

 - народный промысел, появился в в поселке Палех Ивановской области. Этот вид миниатюры выполняется темперой

- народный промысел, появился в в поселке Палех Ивановской области. Этот вид
на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА

Слайд 7

это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными

это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками
красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства.

ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА

Слайд 8

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии.

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии.
Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян.

ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА

Слайд 9

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Нижегородской губернии.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 10

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из
сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 11

это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов,

это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин,
братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами.

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 12

Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического

Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента
орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 13

русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут

русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на
на коклюшках (деревянных палочках). Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Слайд 14

до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные

до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные
мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Слайд 15

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева
возник в начале XIX века в городе Елец.

ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО

Слайд 16

— один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле

— один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле
более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 17

Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и

Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и
получил дальнейшее развитие.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 18

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни
за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 19

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного
на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

Слайд 20

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки
с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором.

ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ

Слайд 21

Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным

Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором. ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ
цветочным узором.

ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ

Слайд 22

народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле

народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле
заселенном староверами федосеевского согласия.

КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА

Слайд 23

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка. КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА
вышивка.

КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА

Слайд 24

художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и

художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и
бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ

Слайд 25

берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость,

берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость,
— довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

ШЕМОГОДСКАЯ ПРОРЕЗНАЯ БЕРЕСТА

Слайд 26

применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши,

применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши,
кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

ВАРНАВИНСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Слайд 27

это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в

это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в
окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА

Слайд 28

С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также

С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также
любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА

Слайд 29

изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное

изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное
покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов.

ФИНИФТЬ