Слайд 2Адыги - законодатели мод на Кавказе.
Законадателями мод на Кавказе всегда считались адыги
(черкесы). Их даже называли «французами Кавказа» и «аристократами гор». Их утончённая манера одеваться задавала тон соседним с адыгами народов. Особым разнообразием и роскошью отличались наряды адыгских женщин.
Слайд 4Одежда народов является памятником исторической эпохи. Национальная одежда адыгов – это яркая
страница исторического развития и художественного творчества целой группы народов Северного Кавказа: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, балкарцев, карачаевцев. Культурно- историческое единство северокавказского региона, обусловленное чертами трудовой деятельности, религиозно- бытовой жизни, окружающей природы, стало основой в формировании общекавказского типа и стиля одежды.
Слайд 5Женская одежда в самом полном варианте сложилась в XIX веке. Платье имело
разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шёлковый платок; после рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком (концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью. Современные черкешенки носят национальные платья только по праздникам.
Слайд 7Традиционный костюм знатных черкешенок был многослойным, сложным и состоял из нескольких компонентов:
нательной рубахи "джанэкIаку", шаровар "гъончэдж", верхнего платья или рубахи "джан", кафтанчика "кIэкI", надевающегося поверх рубахи и верхнего распашного платья "сай" с лопатообразными рукавами. Подол и рукава платья украшал богатый орнамент в технике золотой или шелковой вышивки. Обязательный атрибут любой одежды - металлические застежки-нагрудники, которые нашивались на пояс и кафтан. Пояс должен был плотно охватывать женскую талию. Пояса и нагрудники изготавливали из латуни или серебра, богато декорированных инкрустацией из драгоценных металлов и камней.
Слайд 8Головной убор
черкешенки
Обязательный предмет гардероба кабарбинки и знатной черкешенки - шапочка "дышъэ паIу".
Фасонов таких шапочек было огромное множество: высокие с выпуклым дном, низкие с плоским дном, высокие в виде усеченного конуса, маленькие полусферической формы, бывшие в употреблении у молодых девушек. Дворянки и замужние княгини головы покрывали шалями поверх шапочек.
Слайд 9Княжеская обувь черкешенки
Не меньшего внимания заслуживает и женская княжеская обувь "пхъэ вакъэ".
Надевали её только по торжественным случаям. Эта обувь предавала походке плавность, неспешность и величие. Изготавливалась такая обувь из дерева. Затем её обшивали бархатом или кожей, а эти материалы богато декорировали вышивкой. Высота "пхъэ вакъэ" могла достигать до 20 см.
Слайд 10Женский адыгский костюм в начале 20 века.
В начале 20-го века женский адыгский
костюм претерпел серьёзные изменения, как, впрочем, и костюмы других народов. В круги адыгской интеллигенции и знати проникла европейская мода. Некоторые благородные замужние дамы отказались от шапочек и шалей, сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. Стали появляться черты европейской моды и в наряде: ушёл ложный лопатообразный рукав, уменьшилось количество орнаментов, а в некоторых костюмах от него стали и вовсе отказываться.
Слайд 11Национальный традиционный костюм – всегда больше, чем просто одежда. Это важнейшая часть
национальной культуры повседневности и праздника, зримое воплощение истории народа. Ее внешний вид постоянно совершенствуется в соответствии с изменением эстетических вкусов народа, его бытовых потребностей и условий жизни. Свои универсальные качества – защита тела, символ принадлежности к роду, маркер социального статуса, знак самовыражения – одежда приобрела не сразу, а по мере впитывания в себя опыта многих поколений.
Слайд 12Кавказ – один из регионов мира, где национальный костюм отличается исключительным разнообразием,
красочностью, обилием украшений. Традиционный костюм передавался из поколения в поколение. По отделке, покрою, украшениям можно было определить, к какому народу принадлежит человек, носящий его. Черкесский национальный костюм очень живописен. О красоте его с восхищением писали русские и зарубежные авторы. Традиции черкесов, их фольклор, быт, одежда – это основа, неиссякаемый источник идей.
Слайд 13Время шло, мода менялась, менялась и одежда адыгов под влиянием европейской моды.Но
при этом адыги смогли сохранить своё богатство – сложный, роскошный и изысканный национальный костюм. Сегодня адыга сае продолжает жить в сценических костюмах и свадебных нарядах современных адыгских невест.
Слайд 14Свадебные платья наших дней в национальном стиле.
Слайд 15Национальная одежда в наши дни
Сегодня модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются
к теме национального костюма. Это связано с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Происходит реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремёсел, художественных промыслов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колёс, современные пластические материалы и т.д.