Содержание
- 2. Цель: Исследовать раннее творчество М. Горького и выяснить, какое влияние оказали философские идеи Ф. Ницше на
- 3. Трудно назвать философа, чьё имя не вызвало бы столь противоречивые оценки и споры, как имя Фридриха
- 4. Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной пасторской протестантской среде в Реккене (Саксония). В пять
- 5. Основная идея философского творчества Ницше – восторженный гимн жизни как кумиру, имеющему свою ценность. С той
- 6. Высший тип жизни и высший тип индивидуальности, по мнению Ницше, заключается в «Сверхчеловеке»
- 7. Кто же он “Сверхчеловек” Ницше? Это личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу. Это “аристократ”
- 8. Ницше и Горький признают одного Бога – жизнь. Они ставят вверх тормашками обычную жизь: оценке подлежит
- 9. Основная черта творчества Ницше и Горького – романтизм. Под романтизмом они подразумевали такой тип человеческой жизни,
- 10. Для романтиков Ницше и Горького реальная жизнь пошла, мала, узка до ничтожества Современники представляются рабскими натурами,
- 11. В атмосфере тотального кризиса, охватившего цивилизованный мир на рубеже XIX - XX веков и получившего особенно
- 12. Н . Минский писал о «свежем, незаурядном и, главное, своеобразном таланте» Горького, о том, что у
- 13. В своих первых рассказах «Макар Чудра» (1892 г.) и «Старуха Изергиль» (1894 г.) Горький показал человека
- 14. На одном эизоде из рассказа «Макар Чудра» остановимся – на эпизоде любви Лойко Зобара и Радды.
- 15. В бесчеловечной и жестокой борьбе у Ницше и у Горького вырастает всё сильное, могучее, красивое и
- 16. В концепции жизни как борьбы у Ницше вырабатывается высший тип жизни и высшей индивидуальности – «Сверхчеловека».
- 17. Вся легенда о Данко по своей стилистической конструкции местами кажется отрывками из поэмы Ницше «Так говорил
- 18. Людей Заратустра и Данко любят и жалеют своей специальной любовью и жалостью, за которыми и у
- 19. Не случайным является то обстоятельство, что именно старуха Изергиль рассказывает о Данко и его пламенеющем сердце.
- 20. Свободные, красивые, гордые, смелые герои в произведениях Горького противопоставлены героям – рабам, «скрюченным червякам» - аристократическая
- 21. Челкаш и Гаврила Челкаш - человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить,
- 22. Ницше проповедует двойную мораль как желательный, идеалный базис социальной и политической жизни людей. Идеалы Горького там,
- 23. «Песня о Беревестнике»(1901 г.) «Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» — всеми этими качествами
- 24. Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовавшего социальных перемен. Но какими должны
- 25. В поэме “Человек” (1904) впервые на первый план выходят идеи об изменениях в общественной жизни, изменениях
- 26. В поэме создан образ духовно богатой, сильной личности, которая избрала познание целью своей жизни. В ее
- 28. Хотя идея свободы не перестает быть главной в жизни Человека. «Его гордое чело и смелые, глубокие
- 29. Чувства не способны слиться с Мыслью в «одно могучее и творческое пламя». Они быстротечны, а идея
- 30. У горьковского Человека есть кардинальные отличия от творца Заратустры. Мысль о личном самопреодолении заменяется идеей о
- 31. В письме Чехову М. Горький высказывал опасение, что художник не может не зависеть от покровителей; но
- 32. Горький всегда мечтал и писал о героях, которые ставили бы свое дело выше собственной жизни. Например,
- 33. Другим возможным результатом этого фиаско был заметный крен Горького в сторону авторитарной партии большевиков. Раз он
- 34. После политической смуты 1905 года Горький всецело связал свою судьбу с деятельностью большевиков. В изгнании он
- 36. Скачать презентацию
Слайд 2Цель:
Исследовать раннее творчество М. Горького и выяснить, какое влияние оказали философские идеи
Цель: Исследовать раннее творчество М. Горького и выяснить, какое влияние оказали философские идеи
Слайд 3Трудно назвать философа, чьё имя не вызвало бы столь противоречивые оценки и
Трудно назвать философа, чьё имя не вызвало бы столь противоречивые оценки и
Слайд 4 Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной пасторской протестантской среде
Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной пасторской протестантской среде
В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека.
Я знаю свой жребий…
Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным.
Ф. Ницше
Слайд 5Основная идея философского творчества Ницше – восторженный гимн жизни как кумиру, имеющему
Основная идея философского творчества Ницше – восторженный гимн жизни как кумиру, имеющему
Слайд 6Высший тип жизни и высший тип индивидуальности, по мнению Ницше, заключается в
Высший тип жизни и высший тип индивидуальности, по мнению Ницше, заключается в
Слайд 7Кто же он “Сверхчеловек” Ницше?
Это личность, которая руководит собственным опытом, создает
Кто же он “Сверхчеловек” Ницше?
Это личность, которая руководит собственным опытом, создает
Это “аристократ” духа. Человек толпы никогда не станет сверхчеловеком. “Жизнь – это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены”. По сути, в его философии завершается логическое оформление идей европейского гуманизма: дерзновение человека устроиться на земле без Бога или стать равным Ему, провозглашение безграничности его возможностей.
Он не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений.
Главная ценность – “благородное”, то, что стоит “по ту сторону добра и зла”. Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но… и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь “навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде”.
Жизнь – постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо смерти.
Цель жизни – в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен “волей к мощи”.
Слайд 8Ницше и Горький признают одного Бога – жизнь. Они ставят вверх тормашками
Ницше и Горький признают одного Бога – жизнь. Они ставят вверх тормашками
Слайд 9Основная черта творчества Ницше и Горького – романтизм.
Под романтизмом они подразумевали такой
Основная черта творчества Ницше и Горького – романтизм. Под романтизмом они подразумевали такой
Слайд 10Для романтиков Ницше и Горького реальная жизнь пошла, мала, узка до ничтожества
Для романтиков Ницше и Горького реальная жизнь пошла, мала, узка до ничтожества
Слайд 11В атмосфере тотального кризиса, охватившего цивилизованный мир на рубеже XIX - XX
В атмосфере тотального кризиса, охватившего цивилизованный мир на рубеже XIX - XX
Слайд 12Н . Минский писал о «свежем, незаурядном и, главное, своеобразном таланте» Горького,
Н . Минский писал о «свежем, незаурядном и, главное, своеобразном таланте» Горького,
Слайд 13В своих первых рассказах «Макар Чудра» (1892 г.) и «Старуха Изергиль» (1894
В своих первых рассказах «Макар Чудра» (1892 г.) и «Старуха Изергиль» (1894
Слайд 14На одном эизоде из рассказа «Макар Чудра» остановимся – на эпизоде любви
На одном эизоде из рассказа «Макар Чудра» остановимся – на эпизоде любви
Слайд 15В бесчеловечной и жестокой борьбе у Ницше и у Горького вырастает всё
В бесчеловечной и жестокой борьбе у Ницше и у Горького вырастает всё
Слайд 16В концепции жизни как борьбы у Ницше вырабатывается высший тип жизни и
В концепции жизни как борьбы у Ницше вырабатывается высший тип жизни и
Слайд 17Вся легенда о Данко по своей стилистической конструкции местами кажется отрывками из
Вся легенда о Данко по своей стилистической конструкции местами кажется отрывками из
Слайд 18Людей Заратустра и Данко любят и жалеют своей специальной любовью и жалостью,
Людей Заратустра и Данко любят и жалеют своей специальной любовью и жалостью,
Слайд 19Не случайным является то обстоятельство, что именно старуха Изергиль рассказывает о Данко
Не случайным является то обстоятельство, что именно старуха Изергиль рассказывает о Данко
Слайд 20Свободные, красивые, гордые, смелые герои в произведениях Горького противопоставлены героям – рабам,
Свободные, красивые, гордые, смелые герои в произведениях Горького противопоставлены героям – рабам,
Слайд 21Челкаш и Гаврила
Челкаш - человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей,
Челкаш и Гаврила
Челкаш - человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей,
Челкаш бросает вызов отупляющей жизни Одесского порта. Жизнь эта беспросветна: люди становятся рабами машин, их силы бессмысленно растрачиваются в трюме какого-нибудь корабля. А он живет привольно, воруя необходимое для выживания. Риск, сопряженный с воровством, доставляет ему удовольствие. Его грабежи кажутся оправданными как разновидность бунта против мощных машин и как утверждение своей человеческой сути.
Челкаш действительно обладает какой-то цельностью, недостающей другим: он сдерживает данное слово, выполняет работу, за которую берется, и щедро рассчитывается с сообщниками.
Гаврила мечтает о собственной хозяйстве и хоть какой-то независимости. В доки он пришел, чтобы заработать денег на кусок земли. Слушая Гаврилу, Челкаш с тоской вспоминает свою деревню и спрашивает себя, не обосноваться ли и ему где-нибудь. Однако, познакомившись с Гаврилой поближе, он вновь укрепляется в выборе вольной жизни. Оказавшись в критической ситуации, молодой крестьянин проявляет себя трусливым и вероломным. Позднее, во время дележа добычи, Гаврилу одолевает жадность, и он чуть не убивает Челкаша, чтобы овладеть всеми деньгами. Из двоих действующих лиц рассказа Челкаш оказывается благороднее.
Слайд 22Ницше проповедует двойную мораль как желательный, идеалный базис социальной и политической жизни
Ницше проповедует двойную мораль как желательный, идеалный базис социальной и политической жизни
Слайд 23«Песня о Беревестнике»(1901 г.)
«Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» —
«Песня о Беревестнике»(1901 г.) «Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» —
Слайд 24 Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовавшего
Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовавшего
Слайд 25 В поэме “Человек” (1904) впервые на первый план выходят идеи об
В поэме “Человек” (1904) впервые на первый план выходят идеи об
Слайд 26В поэме создан образ духовно богатой, сильной личности, которая избрала познание целью
В поэме создан образ духовно богатой, сильной личности, которая избрала познание целью
В ее судьбе «мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего». Перед читателем возникает «величественный образ Человека», который «трагически прекрасен». Главный герой М. Горького предстает воплощением светлого начала, его отличает беззаветная любовь к мысли. «Гордый путь» человека освещает путеводная звезда творчества; «из жгучей крови» он создает «поэзии нетленные цветы».
Эта художественная деталь образа человека отличает его от личности ранних романтических рассказов М.Горького. Смыслом жизни главного героя поэмы становится познание и искусство, а не самопожертвование. Любовь к людям сменяет преданность к самому себе. Верность идеалам творчества и науки.
Слайд 28 Хотя идея свободы не перестает быть главной в жизни Человека. «Его
Хотя идея свободы не перестает быть главной в жизни Человека. «Его
Слайд 29 Чувства не способны слиться с Мыслью в «одно могучее и творческое
Чувства не способны слиться с Мыслью в «одно могучее и творческое
М. Горького задумался над сущностью Смерти, которую «Мысль ревниво изучает». И старуха Изергиль, и Ларра и Данко не боялись смерти, они принимали ее. Смерть предстает продолжением Человека. Герой поэмы осознал это. Ему открылось новое таинство бытия. Через познание Смерти Человек способен постичь жизнь. Он велик своей Мыслью, как никто другой, ощущает острую необходимость в ней. Человек понимает, что, лишенный идеи, ничтожен. Мысль, а не любовь к жизни спасает его от слабости и ее проявлений, явившихся в образе трех черных птиц: Уныния, Отчаянья и Тоски. Человек чувствует свою связь с идеей и миром рациональных истин. Им отвергаются эмоции как возможный способ познания души. Человек поистине велик лишь тем, что обращен внутрь себя, к своим мыслям, рожденным познанием и творчеством. Он силен способностью преодолевать слабости одним усилием воли, противостоять Лжи. Яд обмана, как червь, точит мозг героя поэмы, он, как засуха, опустошает грудь и, как палач, пытает. «Но Мысль горда, и Человек ей дорог», поэтому Идея торжествует над Ложью. Разум оказывается сильнее низменного чувства. Эта особенность Человека отличает его от героев ранних романтических рассказов М.Горького, которые не пытались противостоять плотским страстям. Они искали наслаждений и с восторгом предавались им. Полна удовольствий была жизнь старухи Изергиль, поглощенной жаждой новизны бытия. Ищет наслаждений Ларра, убивающий девушку, отказавшуюся быть его возлюбленной, крадет ее и обманывает ради достижения собственного благополучия. В поэме человек меняется. Его уже не привлекают земные удовольствия. Он – философ, открывающий для себя радости познания, которые заменяют ему Любовь и Дружбу. «Величественный, гордый и свободный» Человек «мужественно смотрит в очи Правде». Он неотделим от сознания истинного и ложного. Человек не возможен без веры в противоречия. Недаром на страницах поэмы открывается глубина его духовности. Он исполнен идей морали, свободы самовыражения. Один «среди развалин старых истин» Человек обречен на поиски Правды, предчувствие которой скрыто в нем самом. Благодаря высокой духовности, он стремится к обладанию спасительными идеалами созидательной добродетели, способными открыть единственно верный путь к познанию. Задумывались ли Ларра или Данко об этом? Они были слишком заняты собственными желаниями и чувствами. Эмоции разрушают разумное начало. Человек в поэме М. Горького понимает это, он следует закону рациональной Мысли, это и спасает его от выбора гибельного пути.
Слайд 30 У горьковского Человека есть кардинальные отличия от творца Заратустры. Мысль о
У горьковского Человека есть кардинальные отличия от творца Заратустры. Мысль о
сплетаются философская идеология аскетического утверждения и саморазвития со священнической волей к запрету, к владычеству, и в конечном счете, к разрушению интуитивного животворящего побуждения. В результате возникает тип лидера, который можно назвать “мирским священником”. Предпринимается попытка всеобщего самоосуществления не путем самомотивации, самосозидания, самопознания, но через покорность, послушание и служение мирскому священнику.
Слайд 31В письме Чехову М. Горький высказывал опасение, что художник не может не
В письме Чехову М. Горький высказывал опасение, что художник не может не
“Человек” был самой искренней попыткой Горького синтезировать ницшеанское моральное бунтарство и социально-ориентированную эстетическую теорию. Он хотел, чтобы это произведение стало эстетическим кредо российской социально ангажированной литературы. Герой-созидатель оказался слишком авторитарен для большинства писателей и не получил поддержки радикальных критиков из-за очевидной элитарности героя. Один из прежних наставников Горького, Владимир Короленко, заявил, что “Человек” г-на Горького… есть именно человек ницшеанский”, потому что он “презирает народную стихию человечества”.
С провалом этого программного произведения Горький потерпел неудачу и в собственных притязаниях на роль художника-вождя. В известном смысле он так и не вышел за рамки традиционной позиции художника как “слуги какой-нибудь морали”, что раньше с презрением отвергал. Возможно, эта неудача способствовала публичному разрыву Горького со своим прежним учителем, Ницше, который как раз и призывал художника быть больше, чем “слугой”.
Слайд 32 Горький всегда мечтал и писал о героях, которые ставили бы свое
Горький всегда мечтал и писал о героях, которые ставили бы свое
“Человек” – самая страстная попытка Горького утвердить собственную “господствующую мысль”. Но этот символ веры оказался неспособен дать подлинно жизнеспособный миф возрождения, потому что Горький на самом деле лишь реанимировал старые типы и ценности другой эпохи, вместо того, чтобы создать собственные.
Слайд 33 Другим возможным результатом этого фиаско был заметный крен Горького в сторону
Другим возможным результатом этого фиаско был заметный крен Горького в сторону
Слайд 34После политической смуты 1905 года Горький всецело связал свою судьбу с деятельностью
После политической смуты 1905 года Горький всецело связал свою судьбу с деятельностью
Могло показаться, что в эти годы мечта писателя о художнике-вожде исчезла. В действительности это не так. Горький на деле и стал таким вождем, творцом нового общественного сознания, даже несмотря на то, что не создал нового мифа. Некоторые ницшеанские работы Горького продолжали жить в качестве популярной революционной литературы вопреки неодобрительному отношению к ним Короленко и других критиков либерально-народнической ориентации. Как “Песню о Соколе”, так и “Человека” часто читали на собраниях и митингах, в 1919 году красноармейцы шли в бой под знаменами с лозунгом “Безумству храбрых поем мы песню”.