Содержание
- 2. Цель исследования: 1. Выяснить, почему в XVIII- XIX веках так мало печатали свои стихи женщины –
- 3. Литература XVIII века Екатерина Александровна Княжнина, Мария Воиновна Зубова, Прасковья Ивановна Ковалёва – Жемчугова.
- 4. В XVIII веке в обществе укоренилось представление о том, что женщине «неприлично» заниматься сочинительством. Чаще всего
- 5. Екатерина Александровна Княжнина Дочь поэта А.П.Сумарокова. Сумароков поощрял занятия дочери литературой, но в то же время
- 6. Мария Воиновна Зубова Супруга статского советника. Считалась в 60-х годах одной из лучших певиц. Н.И.Новиков писал
- 7. Прасковья Ивановна Ковалёва - Жемчугова Крестьянка Прасковья Ивановна Ковалёва была талантливой актрисой. Она выступала в крепостном
- 8. Прасковья Ивановна Жемчугова (1768 – 23.2.1803), русская крепостная актриса. Родилась в семье крепостного кузнеца Горбунова, получившего
- 9. XIX век Зинаида Александровна Волконская Пушкин писал о ней: Царица муз и красоты Рукою нежной держишь
- 10. Уж как пал снежок со тёмных небес, А с густых ресниц слеза капнула: Не взойти снежку
- 11. Мария Александровна Лохвицкая родилась 19 ноября (2 декабря) 1869 г. в Петербурге в семье известного в
- 12. Сочинять стихи она начала очень рано, поэтом осознала себя в возрасте 15 лет. Незадолго до окончания
- 13. Поэтесса скончалась в возрасте 35. лет. Здоровье Лохвицкой заметно ухудшается с конца 1890-х гг. Она часто
- 14. Могила Мирры Лохвицкой на Никольском кладбище сохранилась, но состояние ее оставляет желать лучшего. Надпись на надгробном
- 15. Щедрый на мемуары Серебряный век не был благосклонен к Лохвицкой: по сравнению с современниками (даже не
- 16. Власти грез отдана, Затуманена снами, Жизнь скользит, как волна, За другими волнами. Дальний путь одинок. В
- 17. В XIX столетия в русском обществе и литературе господствовало представление о женщине как о нежном, чудесном
- 18. О вы, служительницы Музы, Связав с поэзией все узы, Вы ей отдались до конца, Крепив, порой,
- 19. Вывод: Женщины – поэтессы Екатерина Александровна Княжнина, Мария Воиновна Зубова, Прасковья Ивановна Ковалёва – Жемчугова, Зинаида
- 21. Скачать презентацию
Слайд 2Цель исследования:
1. Выяснить, почему в XVIII- XIX веках так мало печатали свои
Цель исследования:
1. Выяснить, почему в XVIII- XIX веках так мало печатали свои
![Цель исследования: 1. Выяснить, почему в XVIII- XIX веках так мало печатали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-1.jpg)
2. Определить роль женщин - поэтесс в русской литературе XVIII- XIX веках.
Слайд 3Литература XVIII века
Екатерина Александровна Княжнина,
Мария Воиновна Зубова,
Прасковья Ивановна Ковалёва – Жемчугова.
Литература XVIII века
Екатерина Александровна Княжнина,
Мария Воиновна Зубова,
Прасковья Ивановна Ковалёва – Жемчугова.
![Литература XVIII века Екатерина Александровна Княжнина, Мария Воиновна Зубова, Прасковья Ивановна Ковалёва – Жемчугова.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-2.jpg)
Слайд 4В XVIII веке в обществе укоренилось представление о том, что женщине «неприлично»
В XVIII веке в обществе укоренилось представление о том, что женщине «неприлично»
![В XVIII веке в обществе укоренилось представление о том, что женщине «неприлично»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-3.jpg)
Слайд 5Екатерина Александровна Княжнина
Дочь поэта А.П.Сумарокова.
Сумароков поощрял занятия дочери литературой, но в то
Екатерина Александровна Княжнина
Дочь поэта А.П.Сумарокова.
Сумароков поощрял занятия дочери литературой, но в то
![Екатерина Александровна Княжнина Дочь поэта А.П.Сумарокова. Сумароков поощрял занятия дочери литературой, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-4.jpg)
Тщетно я скрываю
Сердца скорби люты,
Тщетно я спокойною кажусь:
Не могу спокойна
Быть я ни минуты,
Не могу,
Как много я не тщусь.
Сердце тяжким стоном,
Очи током слёзным
Извлекают тайны муки сей:
Ты моё страданье
Сделал бесполезным:
Ты, о хищник вольности моей!
Слайд 6Мария Воиновна Зубова
Супруга статского советника.
Считалась в 60-х годах одной из лучших певиц.
Мария Воиновна Зубова
Супруга статского советника.
Считалась в 60-х годах одной из лучших певиц.
![Мария Воиновна Зубова Супруга статского советника. Считалась в 60-х годах одной из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-5.jpg)
Я в пустыню удаляюсь
От прекрасных здешних мест;
Сколько горестей смертельных
Мне в разлуке должно снесть!
Оставляю град любезный,
Оставляю и того,
Кто на свете мне милее
И дороже мне всего.
Слайд 7Прасковья Ивановна Ковалёва - Жемчугова
Крестьянка
Прасковья Ивановна Ковалёва была талантливой актрисой. Она выступала
Прасковья Ивановна Ковалёва - Жемчугова
Крестьянка
Прасковья Ивановна Ковалёва была талантливой актрисой. Она выступала
![Прасковья Ивановна Ковалёва - Жемчугова Крестьянка Прасковья Ивановна Ковалёва была талантливой актрисой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-6.jpg)
Вечер поздно из лесочку
Я коров домой гнала.
Подошла лишь к ручеёчку,
Возле нашего села,-
Вижу – барин едет с поля,
Две собачки впереди.
Лишь со мной он поравнялся,
Взор свой бросил на меня.
«Здравствуй, милая красотка,
Из какого ты села?»
«Вашей милости крестьянка,
Отвечала я ему.
«Не тебя ли, моя радость,
Егор за сына просил?
Он тебя совсем не стоит,
Не к тому ты рождена:
Ты родилася крестьянкой –
Завтра будешь госпожа!»
Слайд 8Прасковья Ивановна Жемчугова (1768 – 23.2.1803), русская крепостная актриса. Родилась в семье
Прасковья Ивановна Жемчугова (1768 – 23.2.1803), русская крепостная актриса. Родилась в семье
![Прасковья Ивановна Жемчугова (1768 – 23.2.1803), русская крепостная актриса. Родилась в семье](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-7.jpg)
Слайд 9XIX век
Зинаида Александровна Волконская
Пушкин писал о ней:
Царица муз и красоты
Рукою нежной держишь
XIX век
Зинаида Александровна Волконская
Пушкин писал о ней:
Царица муз и красоты
Рукою нежной держишь
![XIX век Зинаида Александровна Волконская Пушкин писал о ней: Царица муз и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-8.jpg)
Вошебный скипетр вдохновённый,
И задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьётся, и пылает гений.
Её образованность, талант певицы, титул и богатство мужа привлекали всеобщее внимание. Она была близка к декабристам, из её дома уезжала в Сибирь к мужу Мария Николаевна Волконская. Имя Зинаиды Александровны неотделимо от судеб Пушкина, Баратынского. На её вилле в Риме находили гостеприимство Гоголь, художник Александр Иванов, Карл Брюллов.
Старость её была печальной: дом, имущество, даже склеп, где находилось тело мужа,- всё было продано за долги.
Но она сумела сказать своё слово в литературе.
Слайд 10Уж как пал снежок со тёмных небес,
А с густых ресниц слеза капнула:
Не
Уж как пал снежок со тёмных небес,
А с густых ресниц слеза капнула:
Не
![Уж как пал снежок со тёмных небес, А с густых ресниц слеза](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-9.jpg)
Не взойти слезе на ресницу ту.
У Днепра над горой, высокой и крутой,
Уж терем стал новорубленый:
Ни дверей в терему, ни окна светла,
А уж терем крыт острой кровлею.
Кровля тяжкая на стене лежит,
А хозяин, там крепким сном заснул,
Как проснётся он,- то куда пойдёт?
Как захочет он на белый свет взглянуть,
Пожелает он гулять по граду,-
Ан в глазах земля и в очах земля!
Зинаида Александровна Волконская
Слайд 11Мария Александровна Лохвицкая родилась 19 ноября (2 декабря) 1869 г. в Петербурге в семье известного
Мария Александровна Лохвицкая родилась 19 ноября (2 декабря) 1869 г. в Петербурге в семье известного
![Мария Александровна Лохвицкая родилась 19 ноября (2 декабря) 1869 г. в Петербурге](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-10.jpg)
Классический портрет поэтессы дает в воспоминаниях И.А. Бунин: «И все в ней было прелестно: звук голоса, живость речи, блеск глаз, эта милая легкая шутливость…Особенно прекрасен был цвет ее лица: матовый, ровный, подобный цвету крымского яблока». На начальном этапе литературной карьеры эффектная внешность, вероятно, помогла Лохвицкой, но впоследствии она же стала препятствием к пониманию ее поэзии. Далеко не все хотели видеть, что внешняя привлекательность сочетается в поэтессе с живым умом, который со временем вся яснее стал обнаруживать себя в ее лирике. Драма Лохвицкой – обычная драма красивой женщины, в которой отказываются замечать что бы то ни было помимо красоты.
Мария Александровна Лохвицкая
Слайд 12Сочинять стихи она начала очень рано, поэтом осознала себя в возрасте 15 лет.
Сочинять стихи она начала очень рано, поэтом осознала себя в возрасте 15 лет.
![Сочинять стихи она начала очень рано, поэтом осознала себя в возрасте 15](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-11.jpg)
В 1889 г. Мирра Лохвицкая начала регулярно публиковать свои стихи в периодической печати. Первым изданием, в котором она стала сотрудничать, был иллюстрированный журнал «Север», в ближайшие годы она начала печататься еще в нескольких журналах – «Живописное обозрение», «Художник», «Труд», «Русское обозрение», «Книжки Недели» и др. Подписывалась она обычно «М. Лохвицкая», друзья и знакомые тогда уже называли ее Миррой.
Первый сборник стихотворений Лохвицкой вышел в 1896 г. и был удостоен Пушкинской премии (половинной – что, впрочем, не уменьшало чести, полная присуждалась редко). Далее сборники стихотворений поэтессы выходили в 1898, 1900, 1903 и 1904 гг. Третий и четвертый сборники были удостоены почетного отзыва Академии наук.
Слайд 13Поэтесса скончалась в возрасте 35. лет. Здоровье Лохвицкой заметно ухудшается с конца 1890-х гг.
Поэтесса скончалась в возрасте 35. лет. Здоровье Лохвицкой заметно ухудшается с конца 1890-х гг.
![Поэтесса скончалась в возрасте 35. лет. Здоровье Лохвицкой заметно ухудшается с конца](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-12.jpg)
Слайд 14Могила Мирры Лохвицкой на Никольском кладбище сохранилась, но состояние ее оставляет желать
Могила Мирры Лохвицкой на Никольском кладбище сохранилась, но состояние ее оставляет желать
![Могила Мирры Лохвицкой на Никольском кладбище сохранилась, но состояние ее оставляет желать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-13.jpg)
Слайд 15Щедрый на мемуары Серебряный век не был благосклонен к Лохвицкой: по сравнению с современниками
Щедрый на мемуары Серебряный век не был благосклонен к Лохвицкой: по сравнению с современниками
![Щедрый на мемуары Серебряный век не был благосклонен к Лохвицкой: по сравнению](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-14.jpg)
Во-первых, круг знакомств поэтессы был довольно ограничен. Привязанная к дому и детям, она не часто появлялась на публике. Это можно понять, в частности, по записям в журнале «поэтической академии» рубежа XIX – XX веков» – журнале «пятниц» К.К. Случевского.
И досадно, и обидно:
что-то Лохвицкой не видно.
— такую запись оставил кто-то из гостей, не пожелавший назвать свое имя, 4 февраля 1900 г. Судя по другим записям, на тот момент поэтесса не появлялась в литературном кружке уже несколько месяцев. И это притом, что сам «хозяин» «пятниц», Константин Константинович Случевский, неизменно называвший Лохвицкую «сердечно чтимая поэтесса», упрашивал ее приходить и всякий раз подтверждал, что ее место – почетное, рядом с ним. Типичное оправдание поэтессы: «У меня болеет ребенок и я по этой причине никуда не выхожу». Потом начались собственные болезни. В результате, вероятно, многие могли бы подписаться под словами А.Л. Волынского: «Лохвицкую, одну из интереснейших женщин в русской литературе, я помню нечетко».
Слайд 16Власти грез отдана,
Затуманена снами,
Жизнь скользит,
как волна,
За другими волнами.
Дальний путь одинок.
В океане
Власти грез отдана,
Затуманена снами,
Жизнь скользит,
как волна,
За другими волнами.
Дальний путь одинок.
В океане
![Власти грез отдана, Затуманена снами, Жизнь скользит, как волна, За другими волнами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-15.jpg)
Я кружусь, как цветок,
Занесенный потоком.
Близко ль берег родной,
Не узнаю вовеки,
В край плыву я иной,
Где сливаются реки.
И зачем одинок
Путь на море широком –
Не ответит цветок,
Занесенный потоком.
<1899>
ОСТРОВ СЧАСТЬЯ
– «Меня сковали кольца и запястья.
Рука моя бессильна, как во сне.
Художник- маг, создай мне остров счастья,
И вызови на белом полотне». –Художник- маг взял кисть мою и, смело,
Вершины гор набросил наугад;
Морская даль под солнцем заалела,
Из мирт и роз расцвел чудесный сад.
Окончил он – и, вот, с улыбкой странной,
Мне говорит: «Хорош ли твой эдем?»
Но я молчу.
Мой край обетованный
В моих мечтах стал холоден и нем.
Все то же, да, – и все одно и то же;
И океан, и горы, и цветы
Моей душе печаль ее дороже
Знакомых снов обычной красоты.
Прекрасный дар окован мыслью пленной
Бессильны мы, бродящие впотьмах!...
1904–1905>
Слайд 17В XIX столетия в русском обществе и литературе господствовало представление о женщине
В XIX столетия в русском обществе и литературе господствовало представление о женщине
![В XIX столетия в русском обществе и литературе господствовало представление о женщине](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-16.jpg)
Среди писателей, особенно поэтов и переводчиков, все чаще встречались женщины. Однако по-прежнему в обществе господствовало более чем скептическое отношение к творческим возможностям женской личности. Молодой В.Г. Белинский был полон предубеждения против пишущей женщины как женщины. Он видел назначение женщины в том, чтобы «возбуждать в мужчине энергию души, пыл благородных страстей, поддерживать чувство долга и стремление к высокому и великому...»
Слайд 18О вы, служительницы Музы,
Связав с поэзией все узы,
Вы ей отдались
О вы, служительницы Музы,
Связав с поэзией все узы,
Вы ей отдались
![О вы, служительницы Музы, Связав с поэзией все узы, Вы ей отдались](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-17.jpg)
Крепив, порой, перо борца.
Любовь и верность воспевали,
В уныние вы не впадали,
Святое свято берегли-
Иначе жить вы не могли.
Пусть тьма всегда огня боится,
Пусть всё прекрасное струится.
Слайд 19Вывод:
Женщины – поэтессы Екатерина Александровна Княжнина, Мария Воиновна Зубова, Прасковья Ивановна Ковалёва
Вывод:
Женщины – поэтессы Екатерина Александровна Княжнина, Мария Воиновна Зубова, Прасковья Ивановна Ковалёва
![Вывод: Женщины – поэтессы Екатерина Александровна Княжнина, Мария Воиновна Зубова, Прасковья Ивановна](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/318290/slide-18.jpg)