Обработка и разделка стеклянных изделий

Содержание

Слайд 2

Украшение изделий

Художественная ценность стеклянной посуды зависит от вида и цвета стекла, метода

Украшение изделий Художественная ценность стеклянной посуды зависит от вида и цвета стекла,
выработки, толщины стенок, формы изделия, а также от качества и характера декоративного оформления. Поэтому украшению изделий из стекла и механизации процессов декорирования уделяется особое внимание.
Все методы декоративного оформления стеклянной посуды можно подразделить на две группы:
украшения, наносимые в процессе формования (в горячем состоянии);
украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии).

Слайд 3

Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их выработки

Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их выработки

Слайд 4

Кракле - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности стеклянных изделий. Кракле создают

Кракле - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности стеклянных изделий. Кракле создают
для декоративного эффекта, используя несоответствия коэффициентов расширения черепка и глазури при обжиге. Его создают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, а затем разогревают в печи.

Украшение филигранью (венецианская нить) — ручной способ, сложный, но очень эффектный. Дрот укладывают в металлическую форму, затем раздувают в ней пульку. Дрот прилипает к стеклу, концы его обламывают и набирают на заготовку стекломассу, которую раз­дувают при нагревании. Дрот оказывается вплавленным внутрь заготовки. Заготовку разогревают и ведут дальнейшее выдувание без формы. При поворачивании заготовки стеклянные нити располагаются спиралями.

Слайд 5

Украшение «под мрамор». «Баночку» из молочного стекла покрывают цветной насыпью, затем набирают

Украшение «под мрамор». «Баночку» из молочного стекла покрывают цветной насыпью, затем набирают
на нее бесцветное стекло и раздувают в форме. Таким образом, изделия состоят из двух слоев стекла (молочного и прозрачного), между которыми находятся мелкие включения цветных стекол. Украшение «под мрамор» получают также смешиванием молочной и цветной стекломассы; при слабом перемешивании образуются мраморовидные прожилки.
Разновидностью украшения «под мрамор» является украшение пятнами в виде вкраплений цветного стекла.

Украшение насыпью — мелкозернистое стеклянное покрытие в виде полос, цветных или бесцветных. Получают его, прокатывая разогретую заготовку на чугунной плитке, посыпанной измельченным просеянным стеклом; после разогревания изделие раздувают. Насыпь применяют для украшения винных приборов, небольших ваз для цветов и других декоративных изделий. На ощупь поверхность украшения шероховатая.

Слайд 6

Из сульфидно-цинкового стекла вырабатывают декоративные изделия и приборы, обладающие филигранным эффектом в

Из сульфидно-цинкового стекла вырабатывают декоративные изделия и приборы, обладающие филигранным эффектом в
виде пятен, полос, нитей, напоминающих «венецианскую нить». Для этого пульку из сульфидно-цинкового стекла выдувают в черновой форме из металлических пластин; при соприкосновении стекла с пластинами происходит местное охлаждение и образуются полосы глушеного стекла, отличающиеся по цвету от открытых участков изделия. Цветное сульфидное стекло украшают также аясурным лепным «кружевом» из бесцветного стекла, «резаной» стеклянной лентой и др.

Украшение пузырьками. «Баночку» выдувают в черновой форме с полыми шипами или иглами, через которые подается воздух. В результате такой обработки в стенках изделия образуются углубления, заполненные воздухом. На пульку снова набирают стекломассу и4 опять раздувают. Стекломасса соединяется с выпуклыми частями пульки, но не попадает в углубления, в которых остается воздух и образуются пузырьки. Украшение эффектно, особенно в цветном и накладном стекле. Применяется для толстостенных изделий.

Слайд 7

Цветные стеклоизделия — из различных видов цветного стекла, часто имеют гладкую поверхность

Цветные стеклоизделия — из различных видов цветного стекла, часто имеют гладкую поверхность
без дополнительных украшений. Особенно хороший цвет получается при окрашивании стекла и хрусталя окислами редкоземельных металлов. Применяют глубокую окраску и полутоновую, создающую красивый цветовой эффект. Изделия бывают из стекла одного и нескольких цветов, из цветного в сочетании с бесцветным. В комплектных изделиях применяется полихромная окраска — различные предметы изготовляют нескольких цветов.

Изделия с нацветом (из накладного стекла) бывают с одним, реясе с двумя и более нацветами. Из цветного стекла выдувают «баночку» в виде двухстенной воронки, в нее вносят «баночку» из бесцветного стекла и раздувают ее до сплавления с цветной. Наружную стенку воронки смачивают водой и отбивают. Изделия соответствующим образом дорабатывают и декорируют алмазной гранью, гравировкой и др. Образуется бесцветный узор на цветном фоне.
Гладкие изделия часто изготовляют с внутренним накладом цветного стекла.

Слайд 8

Украшение способом ирризации создает на стекле эффект цветных радужных переливов. Изделие вносят

Украшение способом ирризации создает на стекле эффект цветных радужных переливов. Изделие вносят
в муфельную печь, куда вводят по трубке жидкую смесь или пары хлористого олова и чертыреххлористого титана с солями стронция, бария, свинца, висмута. Соли, испаряясь, образуют на поверхности стекла радужные пленки (чистое хлористое олово создает бесцветную пленку, при добавлении солей стронция и бария получают пленку с синими и красноватыми оттенками). Применяется для украшения гладких изделий.

Декорирование аэрозолями — эффективный способ украшения стекла. Изделие, еще не остывшее после выработки, обрабатывают с помощью пистолета-распылителя растворами солей различных металлов и легко испаряющихся кислот (соляной, азотной и др.). После обработки изделия поступают на отжиг. На поверхности стекла образуется цветная пленка металлических окислов.

Слайд 9

Украшения, наносимые на готовые изделия

Украшения, наносимые на готовые изделия

Слайд 10

Украшения готовых изделий выполняют механическими и химическими способами, красками (живопись, шелкография, декалькомания

Украшения готовых изделий выполняют механическими и химическими способами, красками (живопись, шелкография, декалькомания
и др.) и металлическими пленками. Механические способы. Этими способами наносят такие украшения, как матовая лента, пескоструйная обработка, декоративная шлифовка (номерная, алмазная и прямой широкой гранью), гравировка.

Слайд 11

Матовая лента — простейшее украшение в виде круговой полоски. Ее получают при

Матовая лента — простейшее украшение в виде круговой полоски. Ее получают при
обработке стекла водопесчаной смесью. Изделие надевают на вращающийся шпиндель с резиновым или деревянным наконечником. К изделию под углом прижимают стальную пластинку, под которую подается песок с водой. Прижимаемые пластинкой песчинки царапают стекло, оставляя узор. Этим способом украшают главным образом стаканы.

Пескоструйная обработка производится струей песка, которая подается через накладываемый на изделие трафарет с отверстиями. Этим способом быстро получают разнообразные узоры любой сложности (сюжетные, орнаментальные, стилизованные и др.). Поверхность изделия может быть матовой, бархатистой, грубозернистой, искристой. Способ применяют и в различных сочетаниях с другими украшениями. Возможна пескоструйная матовка всей поверхности изделия.
Разработан механизированный вакуумно-пескоструйный метод декорирования, которым получают матовые сложные изображения, близкие к высокохудожественной гравировке.

Слайд 12

Гравировка, или рисовка, — украшение стеклянных изделий поверхностными легкими матовыми или прозрачными

Гравировка, или рисовка, — украшение стеклянных изделий поверхностными легкими матовыми или прозрачными
рисунками. Наносят рисунки на специальных станках медным или алундовым кругом с помощью наждачного микропорошка, смоченного машинным маслом или керосином и нанесенного на круг. Матовость рисунка различна в зависимости от зернисто­сти абразива и глубины снятой поверхности. Некоторые рисунки полируют порошкообразным оловом (светлая гравировка). Гравировку наносят на стекло бесцветное, цветное, с нацветом и на хрусталь в виде цветов, листьев, плодов, пейзажей, портретов и даже целых композиций.

Алмазная грань — наиболее распространенный вид декоративной шлифовки изделий, создает игру света, напоминающую блеск алмаза. Имеет вид глубоких двугранных прорезей и сферических ямок, образующих в различных сочетаниях рисунки геометрического характера в виде звезд, лучей, сеток, многогранников, дуг и т. д. Некоторые элементы узора алмазной грани имеют условные названия: «камни» — полированные многогранники, «кусты» — пучки лучей, «паутинка» — звездообразные узкие прорези, «клеточка» — узор в форме клеток и др. Алмазную грань выполняют на станке САГ-1М и др. Для ускорения обработки рисунки на изделиях иногда предварительно отпрессовывают в форме. После нанесения рисунки под­вергают химической полировке.

Слайд 13

Номерная шлифовка представляет собой несложные матовые и прозрачные рисунки в виде круглых

Номерная шлифовка представляет собой несложные матовые и прозрачные рисунки в виде круглых
и овальных ямок, линий, упрощенных рисунков цветов, листьев, ягод. Применяют для украшения недорогих изделий из бесцветного стекла (чайных стаканов, графинов для воды, вина и др.). Большинство рисунков номерной шлифовки не полируется.

Декоративная шлифовка стеклоизделий — нанесение углубленных рисунков на стекло или получение на нем граней. Производится абразивными одно- или многожальными кругами из карборунда и электрокорунда на станках. В процессе шлифовки мастер прикасается стенками изделия к остро отточенному вращающемуся кругу.
После шлифовки матовый узор полируют на деревянных или войлочных кругах с помощью пемзоводной эмульсии и крокуса или щетками из морской травы.

Слайд 14

Химические способы украшения стекла

Химические способы. К ним относится травление (простое, сложное, глубокое).
Обработка

Химические способы украшения стекла Химические способы. К ним относится травление (простое, сложное,
стекла травлением основана на свойствах плавиковой кислоты разрушать стекло, вступая в реакцию с силикатами, в результате которой образуется газообразный фтористый кремний. Для травления применяют 40%-ный раствор фтористого водорода в воде. Различают матовое и светлое травление. Матовое травление производят смесью плавиковой кислоты, сульфата натрия и соляной кислоты; на поверхность стекла выпадают нерастворимые соли, поэтому рисунок получается непрозрачный. Светлое травление осуществляют смесью плавиковой и серной кислот; рисунок — прозрачный.
По сложности и глубине нанесенного рисунка различают простое (гильоширное), сложное (пантографическое) и глубокое художественное травление.

Слайд 15

Глубокое травление, или художественное, воспроизводят на накладном стекле ручным способом. Изделие покрывают

Глубокое травление, или художественное, воспроизводят на накладном стекле ручным способом. Изделие покрывают
мастикой по рисунку, открытые места обрабатывают в несколько приемов плавиковой кислотой. Неодинаковая толщина слоя цветного стекла создает цветовые эффекты. Для большей выразительности рисунка внутреннюю поверхность изделия матируют.

Простое и сложное травление выполняется следующим образом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скипидара, затем с помощью тонких игл вычерчивают на ней рисунок, после этого обнаженную поверхность стекла подвергают травлению в ванне плавиковой кислотой. Для простого травления характерен несложный рисунок, более сложный рисунок наносят на пантографических машинах.

Слайд 16

Украшения стеклянных изделий красками и пленками — массовый и дешевый способ декорирования.

Украшения стеклянных изделий красками и пленками — массовый и дешевый способ декорирования.
К нему относятся живописные рисунки, декалькомания, шелкография, фотопечать, люстр, цементация и др.

Слайд 17

Декалькомания (деколь) — способ многократного нанесения рисунка на стекло. Рисунок, выполненный на

Декалькомания (деколь) — способ многократного нанесения рисунка на стекло. Рисунок, выполненный на
бумаге термостойкими и кислотоустойчивыми силикатными красками, переносят на изделие и закрепляют обжигом. Деколь дает возможность наносить на стекло тематические рисунки, что особенно удобно для украшения сувениров.

Шелкография — новый перспективный экономичный способ нанесения рисунка с помощью полуавтоматов. Рисунок наносят на изделие через тонкую капроновую сетку (золотом — через нейлоновую). Сетка покрыта специальной лаковой пленкой, образующей трафарет с отверстиями. Рамку с сеткой накладывают на изделие, через открытые участки сетки наносят краску и прокатывают резиновым валиком; полученный рисунок закрепляют обжигом. Многокрасочные узоры наносят через несколько сеток. Рисунок получается различной степени сложности, сочным, ярким и рельефным ; хорошо передает тонкие линии и штрихи.

Слайд 18

Живописные рисунки наносят силикатными (муфельными) красками, которые представляют собой смеси легкоплавких стекол

Живописные рисунки наносят силикатными (муфельными) красками, которые представляют собой смеси легкоплавких стекол
(флюсов) с красителями (окисью хрома, меди, кобальта и др.), замешанные на скипидаре или других связующих веществах. Рисунок закрепляют муфельным обжигом при температуре 550—600° С. Силикатные краски бывают прозрачные, в их состав входят плавкие флюсы, и непрозрачные (эмали), содержащие наполнители и дающие глушащие тона. Украшения, нанесенные прозрачными красками, напоминают стекло с нацветом. Рисунки наносят кистью, пером, пульверизатором через трафарет, штампом (вручную и на полуавтоматах) в виде орнаментов, стилизованных цветов, штриховых рисунков. Для украшения изделий массового спроса (стаканов, рюмок и др.) наносят на полуавтоматах отводку (полоску шириной от 1—3 мм), усик (до 1 мм), ленту (свы­ше 3 мм).

Рисунки золотом наносят такими же способами, как и рисунки краской. Перед этим изделие промывают содовой водой, протирают тканью. Применяется 12%-ный раствор хлорного золота, а также резинат золота, пастообразное и сусальное золото. При муфельном обжиге золото вплавляется в стекло. Различают простое украшение золотом (отводку, усики, ленты, орнаменты); разделку рельефных рисунков золотом по эмали; обработку золотом по травленым и матированным поверхностям (чеканное золото) и др. Рисунки золотом часто сочетаются с другими разделками — алмазной гранью, гравировкой.

Слайд 19

Фотопечать на стекле применяют для нанесения сложных рисунков (портретов, пейзажей).

Цементация (окраска стекла

Фотопечать на стекле применяют для нанесения сложных рисунков (портретов, пейзажей). Цементация (окраска
методом протравы) основана на способности красителей диффундировать в стекло при нагревании с образованием окрашенного слоя. Медная протрава придает красный цвет, серебряная — желтый. Коллоидный краситель смешивают в, наполнителем (охрой, окисью железа) и связующим веществом (гуммиарабиком, декстрином) и наносят на изделие, которое затем обжигают.
Имя файла: Обработка-и-разделка-стеклянных-изделий.pptx
Количество просмотров: 303
Количество скачиваний: 4