Образы музыкальных инструментов в поэзии Б.Пастернака

Содержание

Слайд 2

Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый)
Весь спектр внутренних

Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый) Весь спектр
чувств, эмоций, воспоминаний художника-лирика передавался в музыкальных символах.

Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый)
Весь спектр внутренних чувств, эмоций, воспоминаний художника-лирика передавался в музыкальных символах.

Слайд 3

В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих

В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих
ритмах.(А.Блок)

В отличие от Блока, который не обладал слухом, Пастернак был одарен композиторским даром. Но именно поэзия Блока оказалась наиболее близкой Пастернаку по духу и тематике.

Б.Л.Пастернак

А.А.Блок

Слайд 4

Символами поэзии Пастернака становятся музыкальные инструменты:

колокол

лира

рояль

орган

Символами поэзии Пастернака становятся музыкальные инструменты: колокол лира рояль орган

Слайд 5

Звук колокола – благовест – открывает книгу стихов Пастернака «Начальная пора» и

Звук колокола – благовест – открывает книгу стихов Пастернака «Начальная пора» и
проходит через все его творчество как призыв к возрождению и весне.

Достать пролетку за шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Слайд 6

Другим музыкальным инструментом у Пастернака становится символическая лира.


Когда за лиры лабиринт
Поэты взор

Другим музыкальным инструментом у Пастернака становится символическая лира. Когда за лиры лабиринт
вперят,
Налево развернется Инд,
Правей пойдет Евфрат.
А посреди меж сим и тем
Со страшной простотой
Легенде ведомый Эдем
Взовьет свой ствольный строй.

Слайд 7

Идея закрученного лабиринта, получающая воплощение либо в ракушке, либо в метели «завитой,

Идея закрученного лабиринта, получающая воплощение либо в ракушке, либо в метели «завитой,
как улитка, зимы»становится постоянной у поэта при передаче зарождения звука.

ЗИМА.
Прижимаюсь щекою к воронке
Завитой, как улитка, зимы.
«По местам, кто не хочет – к сторонке!»
Шумы-шорохи, гром кутерьмы.
Это раковины ли гуденье?
Пересуды ли комнат – тихонь?
Со своей ли поссорившись тенью,
Громыхает заслонкой огонь?

Слайд 8

Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,

Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.
Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.

В стихотворении «Музыка»обратим внимание на необычное вознесение любимого инструмента Пастернака – рояля. Герой стихотворения, «жилец шестого этажа», чувствует себя Богом, а затем играет на этом рояле, играет свою пьесу.

Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.

Слайд 9

Музыка для Пастернака выше любви женщины.

Стоял рояль на сцене и дрожал,
И бились

Музыка для Пастернака выше любви женщины. Стоял рояль на сцене и дрожал,
в нём безумные аккорды.
И вдохновенно зал рукоплескал
Его величью и осанке гордой.
И звуки клавиш улетали вдаль,
И разлетались по большому залу.
И замер зал, когда играл рояль ,
А руки музыканта вверх взлетали.
А клавиши сверкали белизной
И опускались в чёрные объятья,
Как будто их , несчастных, бил озноб,
Невест в прекрасных подвенечных платьях.
А за окном уж, догорал закат,
И зал был полон, чувствами богатый,
И звуки плыли ,как за ратью рать,
Идут в поход в последний бой солдаты
Играл рояль... Безумствовал рояль....

Слайд 10

ВСЯ ПРИРОДА ЯВЛЯЕТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.

ВСЯ ПРИРОДА ЯВЛЯЕТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.
Имя файла: Образы-музыкальных-инструментов-в-поэзии-Б.Пастернака.pptx
Количество просмотров: 214
Количество скачиваний: 0