Образы славянской мифологии и «преданья старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина

Содержание

Слайд 2

Цели работы

выявить истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины;
рассмотреть образы славянской

Цели работы выявить истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины; рассмотреть
мифологии в произведениях А.С.Пушкина;
познакомиться с «преданиями старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина;
показать отношение А.С.Пушкина к древним русским традициям.

Слайд 3

Введение

Прошлым летом мне посчастливилось побывать в старинном русском городе Угличе и

Введение Прошлым летом мне посчастливилось побывать в старинном русском городе Угличе и
посетить единственный в мире Музей мифов и суеверий русского народа. Сегодня этот уникальный музей насчитывает более двух с половиной тысяч экспонатов.
Я узнала о том, как жили наши предки в древности, какие имели представления об окружающем мире, как ограждали себя от неведомого. И, конечно, познакомилась с интересным миром сказок, преданий и легенд русского народа.

Слайд 4

Введение

Древняя русская культура с её обычаями и укладами жизни, временами, когда

Введение Древняя русская культура с её обычаями и укладами жизни, временами, когда
люди верили в чудеса и волшебство, настолько заинтересовала меня, что, изучая на уроках литературы творчество великого русского поэта А.С.Пушкина, я захотела выяснить, как представлены народные традиции в его творчестве. Поэтому темой работы я выбрала следующую: «Образы славянской мифологии и «преданья старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина».

Слайд 5

Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины

Чудесный мир народной

Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины Чудесный мир народной поэзии
поэзии был знаком поэту с детства. Маленький Саша рос под непосредственным присмотром бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны.
«Наперсница волшебной старины», няня была для поэта неистощимой сказительницей поэтических былей и небылиц. Мальчик жадно слушал долгими зимними вечерами эти рассказы и сказки, и перед ним вставала, как живая, старая Русь с её наивными верованиями и поэтическими преданиями.

Слайд 6

Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины

А потом наступит расставание. Сблизят

Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины А потом наступит расставание.
их годы Михайловской ссылки поэта (1824-1826). Здесь, в Михайловском, поэт с интересом слушал сказки няни. В 1824 году в письме к брату Льву Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
Период пребывания в Михайловском оказался особенно важным в смысле углубления интереса Пушкина к фольклору. Здесь он подошёл к изучению народной речи в самом её источнике.
П. Кончаловский
Пушкин в Михайловском

Слайд 7

Сказочные персонажи в прологе к поэме «Руслан и Людмила»

Особенно удачное воплощение

Сказочные персонажи в прологе к поэме «Руслан и Людмила» Особенно удачное воплощение
сказочный мир получил в чудесном прологе к поэме (1828) – этом мастерском воспроизведении духа и формы народных сказок.
…Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
…Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!..

Слайд 8

Леший

Хозяин чащоб. Живёт он чаще всего в еловых и сосновых борах

Леший Хозяин чащоб. Живёт он чаще всего в еловых и сосновых борах
и редко попадается на глаза человеку. Говорят, он может появиться в образе зайца, волка, филина и даже в облике красавца гриба, который в руки не даётся. У лешего лишь одно, левое ухо. А глаза у лесовика зелёные, без бровей и ресниц.
Любит проказничать.

Слайд 9

Баба Яга

В сказках это тощая, носатая старуха – волшебница с растрёпанными

Баба Яга В сказках это тощая, носатая старуха – волшебница с растрёпанными
волосами, горящими злобой глазами. Живёт баба в красивой избушке, только стоит та посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Забор вокруг избы сделан из человеческих костей.
Любая встреча с Бабой Ягой непредсказуема. Ведь её почитают посредницей между живыми и мёртвыми. А избушка её – врата в мёртвое царство.

Слайд 10

Царь Кащей (Кощей Бессмертный)

Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как «сухой, худой,

Царь Кащей (Кощей Бессмертный) Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как «сухой, худой,
тощий». Имя сказочного антигероя, скорее всего, воспринималось как мифологический образ окостеневшей, замёрзшей от лютого мороза природы.
Демон зимы в народных сказаниях нередко предстаёт в образе старого, костлявого, безобразного колдуна.

Слайд 11

Русалка

Известны представления о принадлежности русалки к миру мёртвых. Считалось, что русалками

Русалка Известны представления о принадлежности русалки к миру мёртвых. Считалось, что русалками
становились девушки, умершие до вступления в брак.
Некоторые представляли русалок в виде молодых красивых девушек, обнажённых или в белом. Они появляются в том самом виде, в котором их похоронили. Другие видели их страшными, уродливыми, косматыми бабами.

Слайд 12

Фантастические «Русалки» Пушкина

Название «Русалка» Пушкин дал двум своим произведениям: стихотворению, написанному

Фантастические «Русалки» Пушкина Название «Русалка» Пушкин дал двум своим произведениям: стихотворению, написанному
в 1819 году, и драме, которую он писал в 1829-1832 гг., но не успел закончить.
В основе романтического стихотворения «Русалка» - леденящая душу история о встрече старого монаха с прекрасной русалкой, которая звала его за собой.
Глядит на старого монаха
И чешет влажные власы.
Святой монах дрожит со страха
И смотрит на её красы.

В незаконченной драме «Русалка», мы вновь встречаем этот мифологический персонаж.
В основе пушкинского рассказа о русалках вновь лежат народные поверья, которые относят русалок к опасным духам, которые сбивают людей с пути, душат или щекочут до смерти, превращают в животных, похищают или портят пряжу.
В своих романтических произведениях А.С.Пушкин облёк в художественную форму народные предания, придав этим мифологическим персонажам неповторимую красочность и выразительность

Слайд 13

Образ заботливого домового в стихотворении «Домовому»

Необычайным лиризмом проникнуто написанное в 1819

Образ заботливого домового в стихотворении «Домовому» Необычайным лиризмом проникнуто написанное в 1819
году стихотворение А.С.Пушкина «Домовому». Поэт просит доброго домового охранять семейное имение Михайловское:
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!

Слайд 14

Домовой

Домовой – мифологическое существо в верованиях славян, покровитель строения и живущих

Домовой Домовой – мифологическое существо в верованиях славян, покровитель строения и живущих
в нём людей, своеобразная «душа дома». По нраву он идеальный хозяин дома, вечный хлопотун, заботливый и добрый, но за неуважение к себе со стороны людей может из доброго сделаться лютым и строить всякие пакости, пока с ним не помиришься.

Слайд 15

Тихая мольба Пушкина

Как трогательно звучит тихая мольба А.С.Пушкина!
Поместья мирного незримый покровитель,

Тихая мольба Пушкина Как трогательно звучит тихая мольба А.С.Пушкина! Поместья мирного незримый
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!

Слайд 16

Святочные гадания в романе «Евгений Онегин»

Интерес А.С.Пушкина к народным традициям и

Святочные гадания в романе «Евгений Онегин» Интерес А.С.Пушкина к народным традициям и
обрядам мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Так красочно и точно рассказать о святочных гаданиях на Руси мог только человек, глубоко интересующийся русской культурой.
Русская душа Татьяны раскрывается А.С.Пушкиным в описании святочных гаданий. В семье Лариных святочные обряды выполнялись во всей их полноте. Святочный цикл включал посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.

Слайд 17

Святочные гадания


Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым

Святочные гадания Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым
узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней…
(глава V, строфа VIII)

Это гадание в деревнях считалось одним из опаснейших. Ясно, что при этом люди осознанно или бессознательно обращались к дохристианским божествам и демонам, к языческим обрядам и обычаям.
Описывая святочные гадания, А.С.Пушкин таким способом раскрывает русскую душу Татьяны. Её вера в народные приметы и предания становится не столько свидетельством её наивности, сколько показывает тонкость натуры этой героини.

Слайд 18

Интерес А.С.Пушкина к «преданьям старины глубокой»

В начале мая 1820 года царь

Интерес А.С.Пушкина к «преданьям старины глубокой» В начале мая 1820 года царь
утвердил предложение о переводе А.С.Пушкина в южные губернии России. Так начались странствия поэта. Он побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии, в Киеве. Его заинтересовали реликвии старой Киевской Руси: могилы на горе Щековица, старинные памятники. Всё это отвечало его интересу к русской культуре, к «преданьям старины глубокой» и вдохновило на создание баллады «Песнь о вещем Олеге».
Поэт поведал нам древнюю легенду о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом.

Слайд 19

Волхвы

Волхвы – в древнерусской традиции языческие жрецы, чародеи и предсказатели
(отсюда

Волхвы Волхвы – в древнерусской традиции языческие жрецы, чародеи и предсказатели (отсюда
волхование, волшебство). Без волшебников и их деяний не обходился ни один из дней древних русичей.
Кудесника Пушкин изображает таким, каким он представляется летописцу. Покорный одному Перуну, старец не трепещет перед могучим владыкой, а предсказывает Олегу дальнейшую судьбу.

Слайд 20

Убеждение Пушкина

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит

Убеждение Пушкина Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю,
под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.
Предсказание кудесника сбылось. Он убеждён: как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы.

Поэт в своём стихотворении поведал древнюю легенду, но следует ли из этого, что и Пушкин верит в то, что человек – раб судьбы, которая заранее назначена ему свыше? Заставляет ли поэт нас верить этому? Нет, этому верит летописец, человек глубокой древности, верит кудесник, не может не верить и Олег. Поэт правдиво изображает людей далёкого прошлого такими, какими они были в действительности, их жизнь, их обычаи, их религиозные верования.

Слайд 21

Предсказание в жизни Пушкина

Поздней осенью 1819 года двадцатилетний А.С.Пушкин и его

Предсказание в жизни Пушкина Поздней осенью 1819 года двадцатилетний А.С.Пушкин и его
приятель Никита Всеволжский посетили знаменитую петербуржскую гадальщицу Шарлотту Фёдоровну Кирхгоф. Об этом визите поэт не раз рассказывал друзьям.

Слайд 22

Предсказание в жизни Пушкина

«Вскоре по выпуске из лицея Пушкин встретился с

Предсказание в жизни Пушкина «Вскоре по выпуске из лицея Пушкин встретился с
одним из своих приятелей – капитаном лейб-гвардии Измайловского полка. Капитан пригласил поэта зайти к знаменитой в то время в Петербурге гадальщице, которая мастерски предсказывала по линиям на ладонях и по картам.
Поглядела она на руку Пушкина и заметила, что у него черты, образующие фигуру, известную в хиромантии под именем стола, обыкновенно сходящиеся к одной стороне ладони, у Пушкина оказались совершенно друг другу параллельны. Ворожея внимательно и долго их рассматривала и наконец объявила, что владелец этой ладони умрёт насильственной смертью, а по картам сказала, что его убьёт из-за женщины белокурый молодой мужчина».

Слайд 23

Предсказание в жизни Пушкина

Пушкина очень волновало это предсказание. Он всячески опасался

Предсказание в жизни Пушкина Пушкина очень волновало это предсказание. Он всячески опасался
белокурых, плохо настроенных к нему людей.
Зловещее пророчество сбылось через 10 лет – на 37-м году жизни Пушкин, как и предсказала Шарлотта Кирхгоф, был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом, у которого были белокурые волосы.
Имя файла: Образы-славянской-мифологии-и-«преданья-старины-глубокой»-в-творчестве-А.С.Пушкина.pptx
Количество просмотров: 296
Количество скачиваний: 1