Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Содержание

Слайд 2

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием
английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы  19   века  началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий во времена Пугачевского бунта*. 

Сэр Вальтер Скотт (1771-1832)

* Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина,Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) —восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)

Слайд 3

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться
писателями на всем протяжении  19  века . Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель»



Слайд 4


Литература  унаследовала от 18 века публицистичность и сатирический характер. В прозаической

Литература унаследовала от 18 века публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма*). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».  Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина.  Литература  продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы . Она прослеживается в произведениях практически всех писателей  19   века .

* В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Чичиков

Слайд 5

В начале 19 века один из самых крупных деятелей литературы был Н.М. Карамзин . По

В начале 19 века один из самых крупных деятелей литературы был Н.М.
природе склонный к чувствительности и меланхолии, он жадно воспринимал влияния западной литературы - Руссо и его последователей, французских и немецких, английского романа Ричардсона, юмора Стерна.   Карамзин считал долгом посещать знаменитых писателей, и в первый  раз в  русской   литературе  давал живые сведения о действующих лицах европейского просвещения. Успех имели сентиментальные повести Карамзина - "Бедная Лиза", и повести исторические, в которых проявляется уже сентиментальная риторика будущей "Истории Государства Российского ". В первый раз русская история излагалась талантливым, уже знаменитым писателем, вооруженная многосторонними исследованиями, но вместе с тем в красивой, общедоступной форме, в тоне национальной гордости и с сентиментальным красноречием, которое должно было особенно действовать в популярном чтении. Карамзин имел большое значение и как преобразователь литературного языка. Карамзин и его последователи хотели приблизить литературный язык к разговорной речи, избегали тяжелой славянщины, не пугались слов иностранных и стремились сообщить языку изящество и легкость. Но школа Карамзина была недолговечна: стали бросаться в глаза смешные стороны чувствительности, не имевшей притом ни ценного поэтического, ни общественного содержания; а главное - в поэзии явились гораздо более значительные силы и с более жизненным направлением.



Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Слайд 6

В начале столетия началась поэтическая деятельность В.А. Жуковского. Его первые стихотворения обратили

В начале столетия началась поэтическая деятельность В.А. Жуковского. Его первые стихотворения обратили
на себя внимание тонкостью чувства и "сладостью стиха". Его имя стало знаменитым, когда в двенадцатом году был написан "Певец во стане русских воинов", исполненный патриотическим одушевлением. Современники не замечали странности формы, где русские воины являлись в классических вооружениях и в романтическом освещении: классическая условность еще не была забыта, к романтической начинали привыкать. Его поэзии отвечал личный характер, религиозно-мистическое настроение сближало его с Гоголем. От новейшего литературного круга он был далек. В ходе литературного развития Жуковский кроме переводных трудов, всегда изящных и расширявших горизонт русской поэзии, имел еще заслугу высокого понимания существа поэзии. Его определение поэзии отвечало всему его мировоззрению. Поэзия - "есть Бог в святых мечтах земли", и с другой стороны, "поэзия - есть добродетель". Определение было слишком личное, но во всяком случае, ставившее поэзию в самые высокие сферы нравственной жизни. Младшим современником Жуковского был К.Н. Батюшков ,но его литературное поприще было прервано слишком рано и печально душевной болезнью, в которой он прожил последние десятки лет своей жизни. Это было живое и разнообразное дарование, не успевшее развиться до полной самобытности. В своей поэзии он все еще находится в зависимости от европейских образцов, старых и новых; но он вдумывался в чужую поэзию, сам увлекся ею и то, что было бы раньше простым подражанием, становилось его искренним, иногда глубоким увлечением. Была у него особенность и в выработке стиха; здесь вместе с Жуковским он был непосредственным предшественником Пушкина.



Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

Слайд 7


Более свободная атмосфера общественной жизни была в царствование Александра I*,

Более свободная атмосфера общественной жизни была в царствование Александра I*, отозвалась большим
отозвалась большим оживлением литературных интересов. В это время составил свою славу И.А. Крылов . Он начал свое литературное поприще еще во времена Екатерины комедиями и сатирическим журналом среднего достоинства . Добившись успеха лишь в зрелые годы , он остановился на том жанре, который более отвечал его таланту. Частью он пересказывал традиционные сюжеты басен, но много также написал оригинальных и  превзошел своих предшественников Хемницера и Дмитриева. У него остались ложноклассическая манера, но вместе с тем много живого остроумия, знания русского быта и языка. По общему складу мировоззрения это был человек рассудка, довольно равнодушный к волнениям жизни, какие происходили вокруг него, недоверчивый к увлечениям. Это была умеренность, но в то же время и скептицизм.


Крылов Иван Андреевич (1768-1844)

* 1801 — 1825 Правление российского императора Александра I. В начале царствования провел умеренно либеральные реформы. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805—1807 участвовал в антифранцузских коали­циях. В 1807—1812 временно сблизился с Францией. Вел ус­пешные войны с Турцией (1806—1812) и Швецией (1808—1809). При Александре I к России присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Восточный Кавказ (1813), бывшее герцогство Варшавское (1815). После Отечест­венной войны 1812 возглавил в 1813—1814 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 и организаторов Священного союза.

Слайд 8

Другим весьма известным и почитаемым писателем того времени был Н.И. Гнедич, главнейшим

Другим весьма известным и почитаемым писателем того времени был Н.И. Гнедич, главнейшим
трудом которого был перевод Илиады: он положил многие годы на завершение этого труда, возбудившего удивление современников. В переводе Гнедича видна серьезная работа над Гомером, но по старому пристрастию к ложно-классической высокопарности Гнедич уделил слишком много места церковнославянским элементам языка, употребляя иногда слова совсем неизвестные в обычной речи. В области драмы в начале столетия прославленным именем был В.А. Озеров : его трагедии были написаны в классическом духе, с большой легкостью стиха и искренностью чувства. Трагедии Озерова имели громадный успех, особенно "Дмитрий Донской", вызвавший патриотическое одушевление.



Гнедич Николай Иванович (1784 - 1833)

Озеров Владислав Александрович (1770 - 1816)

Имя файла: Общая-характеристика-русской-литературы-первой-половины-XIX-века.pptx
Количество просмотров: 472
Количество скачиваний: 5