Содержание

Слайд 2

Что видим мы, - видимость только одна. Далеко от поверхности мира до

Что видим мы, - видимость только одна. Далеко от поверхности мира до
дна. Полагай несущественным явное в мире, Ибо тайная сущность вещей - не видна.
* * *

Слайд 3

Омар Хайам

Полное имя философа: Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим. Родился великий

Омар Хайам Полное имя философа: Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим. Родился
математик и поэт в семье зажиточного ремесленника на востоке Ирана, в городе Нишапур.

Слайд 4

Карта Ирана

Карта Ирана

Слайд 5

Из биографии Омара Хайама

Хайаям начал свое образование в Нишапурском медресе, имевшем в

Из биографии Омара Хайама Хайаям начал свое образование в Нишапурском медресе, имевшем
то время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы, а затем продолжил его в Балхе и Самарканде.
К окончанию учения относится первый опыт самостоятельной научной работы Хайяма, посвященной извлечению корня любой целой положительной степени n из целого положительного числа N.
Первый трактат Хайяма до нас не дошел, однако имеются ссылки на его название - "Проблемы арифметики". Указывается, что в этом трактате Хайям, на базе более ранних работ индийских математиков, по сути дела, предложил метод решения уравнений х^n = a (n - целое число), аналогичный методу Руффини-Горнера.
Кроме того, в трактате, по всей видимости, содержалось правило разложения натуральной степени двучлена (a+b)^n, то есть известная формула бинома Ньютона для натуральных показателей.

Слайд 6

1074 год стал знаменательной датой в жизни Омара Хайяма: ею начался двадцатилетний

1074 год стал знаменательной датой в жизни Омара Хайяма: ею начался двадцатилетний
период его особенно плодотворной научной деятельности, блестящей по достигнутым результатам. Но мысли о сущности человеческой жизни не оставляют поэта

. Нам жизнь навязана; её водоворот Ошеломляет нас, но миг один – и вот Уже пора уйти, не зная цели жизни… Приход бессмысленный, бессмысленный уход!
Растить в душе побег унынья – преступленье, Пока не прочтена вся книга наслажденья
Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?

Слайд 7

ЛЕГЕНДА

Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры Омара

ЛЕГЕНДА Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры
Хайяма, - некоторые биографы относят его к 1097 году.
"Однажды имам Омар пришел к великому султану Санджару, когда тот был мальчиком и болел оспой, и вышел от него. Визир Муджир ад-Даула спросил у него: "Как ты нашел его и чем ты его лечил?" Он ответил "Мальчик внушает страх". Это понял слуга-эфиоп и доложил султану. Когда султан выздоровел, по этой причине он затаил злобу на имама Омара и не любил его". Этот эпизод, по-видимому, относится к первым годам царствования старшего сына Малик-шаха Баркьярука, вскоре после того, как умер от оспы младший - Махмуд (примерно в это время болел оспой и сам Баркьярук, но выздоровел). Как видно, Санджар заподозрил Хайяма в недобросовестном лечении или в "дурном глазе". Возможно, что это было связано с тем, что Хайям участвовал и в лечении Махмуда и Баркьярука. Так или иначе, но Санджар, ставший впоследствии султаном, правившим сельджукидским государством с 1118 по 1157 год, на всю жизнь затаил неприязнь к Омару Хайяму.

Слайд 8

Опала.
О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о

Опала. О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и
его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве.
Приведем один эпизод, изложенный Низами Арузи, относящийся к этому периоду жизни Хайяма и показывающий, что Хайям мог делать метеорологические прогнозы.
"Зимою 1114 года в городе Мерве, - рассказывает Низами Арузи в главе "О науке, о звездах и о познаниях астролога в этой науке", - султан послал человека к великому ходже Садр ад-дин Мухаммаду ибн Музаффару - да помилует его Аллах! - с поручением: "Скажи ходже имаму Омару, пусть он определит благоприятный момент для выезда на охоту, так, чтобы в эти несколько дней не было ни дождя, ни снега. А ходжа имам Омар общался с ходжой и бывал в его доме. Ходжа послал человека, позвал его и рассказал ему о происшедшем. Омар удалился, два дня потратил на это дело и определил благоприятный момент. Сам отправился к султану и в соответствии с этим определением усадил султана на коня. И когда султан сел на коня и проехал расстояние в один петушиный крик, набежала туча, и налетел ветер, и поднялся снежный вихрь. Все засмеялись, и султан хотел уже повернуть. Ходжа имам Омар сказал: "Пусть султан успокоит сердце: туча сейчас разойдется и в эти пять дней не будет никакой влаги". Султан поехал дальше, и туча рассеялась, и в эти пять дней не было никакой влаги, и никто не видел ни облачка".
К славе Хайяма как выдающегося математика и астронома прибавилась в эти годы крамольная слава вольнодумца и вероотступника. Философские взгляды Хайяма вызывали злобное раздражение ревнителей ислама, его отношения с высшим духовенством резко ухудшились.

Слайд 9

СМЕРТЬ

Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123 год. Имеется

СМЕРТЬ Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123 год.
несколько дошедших до нас источников, частично противоречащих друг другу. Д Низами Самарканди рассказывает о посещении им могилы Хайяма через четыре года после смерти, из чего следует, что ученый умер в 1131-32г. С другой стороны в рукописи писателя Яр-Ахмеда Табризи "Дом радости" есть два указания на возможную дату смерти. "Продолжительность его жизни "ab" солнечных года. "ab" - две цифры, написанные неразборчиво, но первая из них выглядит как 7 или 8, а вторая как 2 или 3. Вторая фраза, по-видимому, относящаяся к Хайяму: он умер в "четверг 12 мухаррама 555 года в деревушке одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада". Этот ребус еще более осложняется вероятными ошибками в приведенных источниках.

Слайд 10

Бессмертие

Могила Хайяма находится в Нишапуре около мечети памяти имама Махрука. На этой

Бессмертие Могила Хайяма находится в Нишапуре около мечети памяти имама Махрука. На
могиле в 1934г. на средства, собранные почитателями творчества Хайяма в разных странах, был воздвигнут обелиск. Надпись на обелиске гласит:
СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ ПО ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ.
У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй, Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй. Если ты хочешь знать дату построения обелиска, Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
Авторы надписи считали, что Хайям умер в 516 г. (1122-1123г.). Вполне возможно, что историки будущего еще поломают голову над датой возведения обелиска, на которую, в соответствии с восточной традицией, указывает последняя строка четверостишия. Разгадка такова: если заменить каждую букву строки ее числовым значением в арабской буквенной нумерации и сложить эти числа, в сумме получится 1313г., что соответствует 1934 г. по нашему календарю.

Слайд 11

РУБАИ

Основные темы рубаи
Ценность человека
Желание переустройства мира, освобождение от духовного рабства
Непредотвратимость

РУБАИ Основные темы рубаи Ценность человека Желание переустройства мира, освобождение от духовного
судьбы
Любовь к жизни и протест против неправедливости

Слайд 12

Основные черты рубаи Омара Хайяма: предельная емкость, лаконичность, простота изобразительных средств, гибкий

Основные черты рубаи Омара Хайяма: предельная емкость, лаконичность, простота изобразительных средств, гибкий
ритм

Рубаи - персидское четверостишие (множественное число - рубайят). Особый жанр поэзии - четверостишие со схемой рифмования ААБА.
А     "Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи. А     Я в себя заглянув, убедился во лжи: Б      Ад и рай - не круги во дворце мирозданья, А      Ад и рай - это две половины души.                                                         (пер. Г.Плисецкий)
Допускается также схема рифмования АААА, хотя встречается гораздо реже. 
Возможны редифные рифмы (в конце всех рифмованных строчек - одно и то же слово или словосочетание)  и внутренние рифмы:

Слайд 13

Прочитай и подумай!

Знайся только с достойными дружбы людьми, С подлецами не знайся, себя

Прочитай и подумай! Знайся только с достойными дружбы людьми, С подлецами не
не срами. Если подлый лекарство нальет тебе - вылей! Если мудрый подаст тебе яду - прими!
- О чем пишет Омар Хайям?
- Какую тему поднимает в своем рубаи?
- Какие художественные средства использовал? Почему?

Слайд 14

Эта тема- одна из постоянных тем творчества Хайяма

Глянь на месящих глину гончаров,

Эта тема- одна из постоянных тем творчества Хайяма Глянь на месящих глину
-
Ни капли смысла в голове глупцов.
Как мнут и бьют они ногами глину…
Опомнитесь! Ведь это прах отцов!
- Какова тема рубаи?
-Какие символы мы встречаем в этом рубаи?
-Что хотел сказать поэт и к чем призывал читателя?
Какие черты личности Хайяма раскрываются в рубаи?

Слайд 15

Можно ли сказать, что это рубаи поднимает ту же тему? Докажите своё

Можно ли сказать, что это рубаи поднимает ту же тему? Докажите своё
мнение

Будь весел: не умрет вовеки мир земной,
И звездам не дано исчезнуть – ни одной.
Кирпич, сработанный из тела твоего,
В дому других людей возвысится стеной.

Имя файла: Omar-Khayyam.pptx
Количество просмотров: 285
Количество скачиваний: 0