Слайд 3Иллюзии на уровне сетчатки
Слепое пятно
Цветные бабочки и
утомление колбочек:
Посмотреть в течение минуты
![Иллюзии на уровне сетчатки Слепое пятно Цветные бабочки и утомление колбочек: Посмотреть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-2.jpg)
на крестик на синей бабочке, перевести взгляд на нижний крестик
Слайд 4Зрительная система и детектив
Традиционный конгресс криминалистов в этом году было решено закончить
![Зрительная система и детектив Традиционный конгресс криминалистов в этом году было решено](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-3.jpg)
сюрпризом: лучшим детективам шести стран предстояло померяться силами при расследовании уголовного происшествия. В салоне отеля, где проходил конгресс Шерлок Холмс огласил условия соревнования: как только в парке, окружающем отель, прозвучит выстрел или раздастся крик, криминалисты должны поспешить туда, как можно быстрее выяснить, что произошло, и попытаться обнаружить злоумышленника. Использовать какие-либо технические средства запрещается. Победит тот, кто быстрее всех раскроет "преступление"…
Слайд 5Зрительный
анализатор
Зрительные сигналы поступают по крайней мере в три различные системы мозга,
![Зрительный анализатор Зрительные сигналы поступают по крайней мере в три различные системы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-4.jpg)
каждая из которых имеет свою четко определенную функцию: одна из этих систем обрабатывает информацию о форме, другая — о цвете, а третья — о движении, локализации и пространственной организации.
Слайд 6Зрительный анализатор:
три зрительных системы
Зрительная система человека состоит из трех отдельных путей
Цвет перерабатывается
![Зрительный анализатор: три зрительных системы Зрительная система человека состоит из трех отдельных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-5.jpg)
в blob-системе, восприятие статических форм в parvo-interblob-системе, движение и глубина — в magno-системе. Конечные результаты интегрируются в одно целое и человек видит единый трехмерный мир.
Слайд 7Иллюзии объема
Признаки расстояния и глубины: конвергенция, сетчаточная диспаратность, аккомодация, двигательный параллакс
![Иллюзии объема Признаки расстояния и глубины: конвергенция, сетчаточная диспаратность, аккомодация, двигательный параллакс и картинность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-6.jpg)
и картинность
Слайд 14Морис Корнелиус Эсхер
Иллюзия Рейтерсварда (Reutersvard, 1934).
Картинность и иллюзия объема
Треугольник Пенроуза (Roger Penrose,
![Морис Корнелиус Эсхер Иллюзия Рейтерсварда (Reutersvard, 1934). Картинность и иллюзия объема Треугольник Пенроуза (Roger Penrose, 1954).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-13.jpg)
1954).
Слайд 17Пуантилизм
– Ж. Сёра
Смешение цветов происходит, когда рисунок имеет слишком тонкую
![Пуантилизм – Ж. Сёра Смешение цветов происходит, когда рисунок имеет слишком тонкую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-16.jpg)
фактуру элементов. Например, на картине Ж. Сера точки достаточно крупны, чтобы их могла разрешить система опознания формы, но слишком малы для системы цветового зрения. При рассматривании картины с близкого расстояния точки становятся видимыми для обеих систем, и цвета не смешиваются.
Слайд 19Пабло Пикассо
Неточное нанесение красок, как на акварели «Мать и дитя» П. Пикассо,
![Пабло Пикассо Неточное нанесение красок, как на акварели «Мать и дитя» П.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-18.jpg)
не мешает зрительной системе приписывать определенные цвета изображенным объектам. Зрителю кажется, что раскраска следует рисунку в гораздо большей степени, чем на самом деле. Этот прием особенно подходит для акварели и пастели, поскольку бледные цвета не создают резкого контраста с фоном.
Слайд 21Анри
Матисс
Тени могут быть любого цвета: для передачи глубины нужно только, чтобы
![Анри Матисс Тени могут быть любого цвета: для передачи глубины нужно только,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-20.jpg)
они были темнее остальной части поверхности.
Слайд 25Пит Мондриан
Буги-Вуги на Бродвее
Для оп-арта характерны «скачущие» изображения: цвета кажутся нестабильными, а
![Пит Мондриан Буги-Вуги на Бродвее Для оп-арта характерны «скачущие» изображения: цвета кажутся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-24.jpg)
элементы рисунка колеблющимися. Это явление связано с относительной яркостью цветов. На картине П. Мондриана «Буги-вуги на Бродвее» желтые полосы слабо отличаются по яркости от фона. Мозг не в состоянии приписать стабильное положение желтым полосам и те кажутся несколько «гуляющими».
Слайд 27Иллюзии объема: анаглифы
Виртуальная реальность: шлемы…
![Иллюзии объема: анаглифы Виртуальная реальность: шлемы…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/433936/slide-26.jpg)