Слайд 2 Оружейная палата - настоящая сокровищница Кремлёвского дворца.
Оружейная палата находится в здании, возведённом

в 1851 году. За основу коллекции взяты ценные предметы, хранившиеся целыми столетиями в царской казне.
Многие вещи были получены в дар от представителей других государств или изготовлены в мастерских дворца. В палате представлены регалии государственных чиновников, серебряные изделия, украшения - в целом, это 4 тысячи экспонатов, выполненных на высочайшем художественном уровне.
Слайд 3 Формирование коллекции началось в XIV веке. На тот момент это была всего

лишь сокровищница князей московских. По мере разрастания территории России увеличивалась и казна.
Слайд 4 В 1481 году появилась необходимость в строительстве отдельного здания. Появляется так называемый

Казенный двор, между Благовещенским и Архангельским соборами. Особенность сооружения – пирамидальная кровля. На тот момент казна утрачивает статус собственности и становится государственным хранилищем.
До XVIII века некоторые предметы из государственной казны ещё использовались на официальных церемониях. Коллекция постоянно пополнялась за счет работ московских мастеров и экспансии новых территорий.
Слайд 5 Первое упоминание об Оружейной палате можно найти в летописях от 1547 года.

Тогда она занимала два этажа трёхэтажного здания около Троицких ворот. В те времена в хранилище находилось оружие, которое там же и изготовлялось. Расцвет палаты приходится на период правления Алексея Романова. Он реформирует армию и способствует улучшению производства оружия.
Централизация России привлекла множество мастеров из губерний в Москву. В период русско-шведской войны деятельность палаты переформатируется. Она уже покрывает нужды армии не только в огнестрельном оружии, но и в амуниции для военных, а также в холодном оружии.
Слайд 6С приходом Петра I к власти реформы не обошли стороной и Оружейную

палату.
Царь объединяет сокровища:
Патриарших палат;
Конюшенной казны;
Царицыной мастерской;
Церквей Московского Кремля;
Казенного двора.
В итоге появляется единое ведомство — «Мастерская и Оружейная палата». Управлением занимается Сенат, который запрещает расчёт с придворными предметами из коллекции.
Слайд 7Оружейная палата сгорела в 1737 году во время пожара в Кремле.
Часть оружия

и трофеев была уничтожена (среди них взятые в Полтавской битве шведские знамена). Уцелевшие сокровища палаты перенесли в хоромы Теремного дворца.
В 1806 году по указу Александра I началось возведение здания на Сенатской площади для мастерской Оружейной палаты, однако оно было сырым и не имело отопления.
Поэтому уже в 1812 году драгоценности перевезли в Нижний Новгород. В столицу они вернулись через 2 года, где их разместили в новом здании.
Слайд 8В 1806 году Александр I создаёт музей на базе Оружейной палаты.
Готовится

проект строительства нового здания на Сенатской площади, который воплощает в жизнь архитектор И. Еготов. Двери музея для посетителей были открыты только в 1813 году. Но для простолюдин доступ был запрещен. Однако архитектор, опасаясь пожара, отказался от системы отопления, и экспонаты быстро портились из-за высокой влажности.
Слайд 9 В 1849 году принимается решение о строительстве нового здания на месте Конюшенного

приказа, которое было полностью возведено к 1851 году. Ведущим архитектором выступал К. Тон. Здание было выполнено в византийско-русском стиле, возведено на высоком цоколе. Стены здания были инкрустированы медальонами из мрамора с изображением русских князей. Первый этаж инкрустирован пилястрами, а второй - украшен резными колоннами. В парадной анфиладе четко просматривалась связь с парадными комнатами Большого Кремлёвского дворца.
Слайд 10 После Октябрьской революции в здании кремлёвских казарм находилось общежитие латышских стрелков и сотрудников СНК СССР, а также

квартиры партийных работников. После Декрета о национализации всех памятников истории и культуры, имеющих музейное значение, в Государственную Оружейную палату поступили замечательные в художественном отношении вещи, которые до революции находились в храмах или частных собраниях.
Слайд 11ЦЕННЫЕ ЭКСПОНАТЫ
1. Шапка Мономаха
Известнейшая реликвия — шапка Мономаха, украшенная драгоценными камнями и

соболиным мехом. В далёкие времена, до начала правления Петра I, именно этой шапкой венчали на царство великих князей Руси.
Слайд 12
2. ПЕРО – ЭГРЕТ С САПФИРОМ
Вторым чудом Оружейной палаты считается перо -

эгрет – украшение головного убора всадника.
Екатерина II получила его в дар от турецкого султана Абдул-Гамида в 1775 году, вскоре после подписания очень выгодного для России Кючук - Кайнарджийского мира.
Что же в эгрете чудесного? Посольских даров в Оружейной палате множество, есть вещи более ценные. Но камень в середине пера - это жёлтый сапфир! Такой сапфир встречается гораздо реже синего.
Слайд 13
3. КАРЕТА – САНИ
По отдельности ни карету, ни сани не стоит считать

уникальными экспонатами. А вот карета, поставленная на полозья – это уже другой разговор! Сохранилось таких возков совсем немного: один из них стоит в Оружейной палате.
Елизавета Петровна пронеслась в этом экипаже из Санкт-Петербурга в Москву за три дня и три ночи. Это при средней продолжительности путешествия между двумя столицами в 7 - 10 дней!
Есть сведения, что в возок впрягали по 23 лошади. Их меняли столь часто, что к концу путешествия общее число лошадей, тащивших почётный возок, превысило 700.
Слайд 14
4. МАНТИЯ АЛЕКСАНДРЫ ФЁДОРОВНЫ
Со времён первой коронованной императрицы Российской империи Екатерины I, второй

жены Петра I, в царском гардеробе сменилось несколько мантий. Не все дошли до наших дней. В коллекции Оружейной палаты можно видеть мантию последней русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая II. Она в центре снимка, золотая с длинным шлейфом.
Мантия сшита из меха горностая. Причислили её к чудесам из-за количества шкурок. На мантию пришлось потратить 800 шкур горностаев.
Слайд 155. БОЛЬШОЙ СИОН
В Оружейной палате хранится Большой Сион – творение русского ювелирного искусства.

Предмет чрезвычайно редкий: его трудно найти даже в церквях, не говоря уже о музеях. Сион – это дарохранительница. Среди ювелирных шедевров европейского искусства встречается немало дарохранительниц. Особенно много их в сокровищнице Аахена. Но они совершенно другие! Наш московский, когда-то «служивший» в Успенском соборе, имеет вид православного храма. Он украшен барельефными фигурами апостолов. Считается, что Сион выполнили в XV веке. Но ряд исследователей полагает, что некоторые детали появились намного раньше.
Слайд 16
6. ОРУЖЕЙНЫЙ ГАРНИТУР ОСТЕН - САКЕНА
В 1814 году благодарные французы преподнесли гарнитур

русскому военному губернатору Парижа графу Фабиану Вильгельмовичу Остен-Сакену.
За что же парижане благодарили графа? За примерное поведение русских солдат и казаков в Париже. Благодаря Остен-Сакену в послужном списке русских воинов в Париже нет ни одного безобразия: грабежа или насилия.
Слайд 177. ЛЕННЫЙ КУБОК
Подданные князя в знак признательности вручали своему господину ленные кубки

- сосуды, доверху наполненные серебряными монетами.
Кубок, представленный в Оружейной палате, украшен барельефами жучков и лягушек.
В XVI веке существовала ювелирная техника литья по живой натуре.