Основные направления современной поэзии

Содержание

Слайд 2

«Лицом к лицу лица не увидать», однако последнюю треть двадцатого столетия все

«Лицом к лицу лица не увидать», однако последнюю треть двадцатого столетия все
чаще называют «бронзовым веком» русской поэзии. Время , конечно, проверит «степень блеска», но уже сейчас одной из важных характеристик эпохи следует признать необычайное многообразие, многоцветье и «многолюдье» поэзии этого периода.
И образов лирического героя, и вариантов авторского поведения в современном поэтическом процессе очень много, и это объективное свидетельство не только «проблемности» вопроса, но и разнообразия художественного мира поэзии.

Слайд 3

Шестидесятники – эстрадные поэты

Ошеломляющий успех выпал во второй половине 50-х годов на

Шестидесятники – эстрадные поэты Ошеломляющий успех выпал во второй половине 50-х годов
долю нескольких молодых поэтов, из которых особенно выделялись Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. Их творчество резко отличалось от поэзии предшествующего поколения и ориентировалось скорее на традиции русского авангарда 10-20-х годов: не случайно одним из мест их публичных выступлений была площадь Маяковского.
Одинаковый жизненный опыт, одинаковый язык, одинаковая нравственная основа: общая бескомпромиссность, желание, как они говорили, не «неправды» и не «полуправды», а «только правды». Их объединили «общие враги».
Эстрадная лирика – одна из форм бытования поэзии, во время «оттепели» вышедшая на первое место.
Эстрадники создавали поэзию максимально открытую – поэзию стадионов. Но существовала одновременно и поэзия максимально камерная – поэзия кухонь, квартир.
(Лианозовцы, СМОГ)

Роберт Рождественский

Андрей Вознесенский

Белла Ахмадулина

Слайд 4

Песенная лирика. ( авторская песня, рок-поэзия)

Она противостояла, прежде всего, официальной эстраде и узаконенной

Песенная лирика. ( авторская песня, рок-поэзия) Она противостояла, прежде всего, официальной эстраде
массовой песне – то есть музыкально – поэтической масскультуре.

Слайд 5

Авторская песня

Первыми «поющими поэтами» нашей эпохи стали Михаил Анчаров и Булат Окуджава.
Визбор,

Авторская песня Первыми «поющими поэтами» нашей эпохи стали Михаил Анчаров и Булат
Якушева, Ким, Клячкин, Городницкий, Кукин – это первая волна авторской песни.
60-е годы жанр стал поистине массовым (клубы самодеятельной песни по всей стране, грандиозные фестивали под Саратовом) с приходом ярких индивидуальностей В.Высоцкого А.Галича. Оппозиционность по отношению к официальному искусству стали особенно явными, а поэтика значительно обогатилась.
Искренность, непосредственность, отсутствие актерского начала и есть главный, исходный принцип авторской песни. Способ ее существования. Огромное значение имеет интонация, манера исполнения – вообще все специфические проявления этого индивидуального начала.
Ведущая стихия авторской песни не музыкальная, а словесная.
В тематике в 60-е годы явно обозначились три акцента: лирически-интимный, походно-романтический и социально-критический.
Александр Галич певец третьего варианта.

Александр Галич

Булат Окуджава

Владимир Высоцкий

Слайд 6

Рок- поэзия

70-ее годы.
Рок-композиция создается, как правило. В расчете на то, что и

Рок- поэзия 70-ее годы. Рок-композиция создается, как правило. В расчете на то,
слова, и мелодия, и аранжировка лишь в момент исполнения производят задуманный художественный эффект. Далеко не последнюю роль при этом играют вокальные данные рок-музыкантов.
80-90-ее годы: слово в роке становится ценным и само по себе.
Вторая половина 70-х годов складывается две школы рок-поэзии:
- московская (А. Макаревич «Машина времени»)
- ленинградская («Аквариум» Гребенщикова, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Константин Кинчев)
( третья – свердловская – заявит о себе в следующем десятилетии)

Виктор Цой

Константин Кинчев

Юрий Шевчук

Слайд 7

Рок-бард: «Русский вариант»

Очень многие рок-музыканты стали часто выступать перед публикой «наедине

Рок-бард: «Русский вариант» Очень многие рок-музыканты стали часто выступать перед публикой «наедине
с гитарой», т.е. в положении барда. Это и Макаревич, и Шевчук, и Лоза, и Градский.
Но были и такие, кто с самого начала был словно призван судьбой под знамена «третьего жанра». Рок-бард по призванию Александр Башлачев (1960-1988)

Слайд 8

Концептуализм.

Возник в 1970-е годы как реакция на тоталитарную эстетику и действительность и

Концептуализм. Возник в 1970-е годы как реакция на тоталитарную эстетику и действительность
как проявление общеевропейской тенденции.
«Поэтика идейных схем и стереотипов», искусство как идея» - вот определения концептуализма.
Концепт – это мертвая или отмирающая ( в предствавлении поэта) идея (лозунг), навязший в зубах штамп, клише. Но подается концепт по видимости «серьезно» и словно бы «изнутри» этого заидеологизированного мира. В результате не просто возникает иронический эффект – схема «кончает жизнь самоубийством»
Дмитрий Пригов ( 1940 г/р)
Лев Рубинштейн (1947г/р)
Тимур Кибиров (1955 г/р)
Сергей Гандлевский (1952 г/р)

Игорь Иртеньев

Дмитрий Пригов

Тимур Кибиров

Бахыт Кенжеев

Сергей Гандлевский

Слайд 9

Визуальная поэзия

Преимущественная роль отводится визуальному компоненту. Это стихи скорее для глаза,

Визуальная поэзия Преимущественная роль отводится визуальному компоненту. Это стихи скорее для глаза,
нежели для голоса.
Дмитрий Авалиани – московский поэт последнего десятилетия

Слайд 10

Куртуазный маньеризм

Куртуазный – изысканно вежливый, галантный (прежде всего – по отношению к

Куртуазный маньеризм Куртуазный – изысканно вежливый, галантный (прежде всего – по отношению
дамам). Слово из средневекового рыцарского обихода.
Новоявленные рыцари провозгласили своей целью возрождение духа галантной «игры в любовь», которая процветала в дворянских замках прошлых веков. Разумеется, этот «дух» не воспроизводится в точности, а иронически пародируется, подчас не без грубости и цинизма.
Герой маньеристов – ценитель женской красоты, изящный, циничный, ненасытный покоритель сердец, словом – Дон Жуан. Тут возможны различные варианты любовных похождений – от «исторических» (с маркизами и графинями 18 века) до самых что ни на есть современно-молодежных.
На металлической тусовке,
Где были дансинг и буфет,
Ты мне явилась в буйном соке
Своих одиннадцати лет.
………………………….
Цедя какую-то фруктозу.
Я про себя воскликнул: «Ах!
Ты металлическая роза,
Бутон в заклепках и шипах!..»
(Вадим Степанцов «Металлистка»)
Имя файла: Основные-направления-современной-поэзии.pptx
Количество просмотров: 397
Количество скачиваний: 6