Основы научных исследований

Содержание

Слайд 2

Лекция №3
Методы исследования и получения информации.
Проблема метода в научном исследовании.
Задачи исследования.
Гипотеза исследования.

Лекция №3 Методы исследования и получения информации. Проблема метода в научном исследовании. Задачи исследования. Гипотеза исследования.

Слайд 3

Методы исследования

Метод (от от греческого μέθοδος) –
путь к чему-либо.
«Метод – это

Методы исследования Метод (от от греческого μέθοδος) – путь к чему-либо. «Метод
путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки»
(С.Л.Рубинштейн)

Слайд 4

Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу

Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую
или достичь определённой цели.
По уровню проникновения в сущность объекта (области исследования) выделяют группу методов теоретического исследования, связанного с мысленным абстрагированием от реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого, и методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте.

Слайд 5

*Анализ - процедура мысленного (или реального) расчленения (разложения) объекта на составные элементы

*Анализ - процедура мысленного (или реального) расчленения (разложения) объекта на составные элементы
в целях выявления их системных свойств и отношений.
*Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.

Общетеоретические методы исследования

Слайд 6

*Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод

*Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод
делается на основе обобщения частных посылок.
*Дедукция – способ рассуждения или метод получения знания от общего к частному.
*Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках.
*Сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств двух (и более) объектов.

Слайд 7

*Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств объекта исследования.
*Обобщение – логическая операция, заключающаяся

*Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств объекта исследования. *Обобщение – логическая операция,
в нахождении для некоторой группы явлений нового, более широкого понятия, отражающего общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Слайд 8

*Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но

*Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но
таких, для которых имеются прообразы в реальном мире
*Формализация – отображение объектов, их содержания и структуры в знаковой форме (использование формул и языка математики)
*Классификация – логическая операция, которая состоит в распределении элементов данного множества по классам, точно охарактеризованным с точки зрения интересующих нас признаков
*Систематизация – упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов, а также структурирование элементов внутри систем разных уровней

Слайд 9

*Восхождение от абстрактного к конкретному – предполагает постепенный переход в процессе познания

*Восхождение от абстрактного к конкретному – предполагает постепенный переход в процессе познания
от простейшей категории (абстракции) к сложному и развитому целому (конкретному как единству в многообразии).
*Моделирование – процесс построения, исследования и использования модели. Художественное творчество – процесс создания моделей.
*Мысленный эксперимент – вид моделирования, основанный на абстрагировании. В мысленном эксперименте проверка гипотез осуществляется не на реальном объекте, а на абстрактной модели.

Слайд 10

Эмпирические методы исследования

*Изучение и анализ литературы и других источников (документов, архивов, фото,

Эмпирические методы исследования *Изучение и анализ литературы и других источников (документов, архивов,
видео, аудио)
*Наблюдение – метод целенаправленного, планомерного и систематического восприятия и фиксации различных явлений и процессов.
*Описание – познавательная операция-фиксирование результатов с помощью определенных систем обозначения.
*Опрос (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование) – метод исследования, предполагающий личный контакт.
*Экспертные оценки
*Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в созданных и контролируемых исследователем условиях с целью проверки выдвинутых гипотез и выявления закономерностей объективного мира.
*Изучение продуктов деятельности учащихся
*Методы обработки данных (математическая статистика)

Слайд 11

Предмет исследования системно организован*

*Берёзкин Ю.М. Методология научных исследований (деятельностный подход): курс лекций

Предмет исследования системно организован* *Берёзкин Ю.М. Методология научных исследований (деятельностный подход): курс лекций

Слайд 12

Примеры корректных формулировок цели исследования

1. Отбор и систематизация эффективных психолого-педагогических методов комфортной

Примеры корректных формулировок цели исследования 1. Отбор и систематизация эффективных психолого-педагогических методов
организации обучения в классе эстрадного вокала.
2. Актуализация предпосылок индивидуальных музыкальных пристрастий у старших подростков.
3. Определение эффективных приемов развития внимания у младших школьников в процессе хоровой учебной деятельности на уроках музыки.
4. Разработка дифференцированного подхода к профилактике нарушений моторики в процессе музыкально- исполнительских движений.

Слайд 13

Возможные ошибочные действия при определении цели исследования
Формулировки цели, не носящие конкретного

Возможные ошибочные действия при определении цели исследования Формулировки цели, не носящие конкретного
характера:
«Способствовать всестороннему развитию учащихся»;
« Проанализировать процесс развития творческого воображения у младших дошкольников на музыкальных занятиях».
«Рассмотрение проблемы в теоретическом и практическом аспектах».

Слайд 14

Тренинг

Предложите варианты формулировок целей исследования, исходя из следующих тем:
1.Тема исследования: «Педагогические условия

Тренинг Предложите варианты формулировок целей исследования, исходя из следующих тем: 1.Тема исследования:
устранения волнения эстрадного певца».
2. Тема исследования: «Применение принципа саморегуляции в процессе певческой деятельности»
3. Тема исследования: «Начальный этап постановки голоса у будущего эстрадного певца».
4. Тема исследования: «Формирование исполнительских умений и навыков певцов на основе принципов театральной педагогики К.С. Станиславского».
5. Тема исследования: «Способы активизации творческого потенциала у студентов на занятиях в дирижерском классе».

Слайд 15

Задачи исследования

Следует стремиться к тому, чтобы формулировка з а д а ч

Задачи исследования Следует стремиться к тому, чтобы формулировка з а д а
исследования раскрывала поставленную цель в ряде аспектов, например:
1.Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2.Обобщить практический опыт работы в данной исследовательской области.
3. Разработать ведущие методологические характеристики исследования и теоретико-методическую основу его реализации.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности выдвигаемых теоретико-методических положений.
5. Составить методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Слайд 16

1. При анализе литературы необходимый процесс исследования источников различных позиций ведущих ученых

1. При анализе литературы необходимый процесс исследования источников различных позиций ведущих ученых
с соответствующим цитированием, сопоставлениями точек зрения порой часто подменяется реферированием, а иногда и откровенным плагиатом, изложенным в рекомендательном стиле учебного пособия без ссылок на автора.
2. Обобщение опыта практической работы время от времени подменяется стенографическим изложением работы практиков без каких-либо комментариев.
3. Изложенные теоретико-методические основы редко подлежат научному обоснованию и дальнейшему внедрению в процесс опытно-экспериментальной работы в соответствующей главе.
4. Предмет исследования и гипотеза в формирующей части эксперимента по своему объему изложения сводится до минимума и вместо музыкально-педагогического процесса излагается в виде голых схем и таблиц полученных «результатов».
5. Методические рекомендации, если они и имеют место, то редко производят впечатление результатов практической работы.

Возможные ошибки

Слайд 17

Гипотеза исследования

Гипотеза - это научное предположение, выдвинутое, исходя из
разработанных методологических характеристик исследования,

Гипотеза исследования Гипотеза - это научное предположение, выдвинутое, исходя из разработанных методологических

не очевидное на первый взгляд и требующее доказательства,
обоснования.

В гипотезе желательно, во-первых, обозначить содержательное значение того предмета исследования, который сформулирован в данной работе; во-вторых, целесообразно отразить (в окончательной редакции гипотезы) правомерность и эффективность привлечения тех общенаучных (а также, при наличии, частнонаучных, философских) положений, которые в результате теоретического анализа проблемы обогатили данную гипотезу.

Слайд 18

Пример гипотезы исследования

«Система профилактики возникновения психомоторных нарушений является эффективной, когда:
1.Методологически базируется на

Пример гипотезы исследования «Система профилактики возникновения психомоторных нарушений является эффективной, когда: 1.Методологически
принципах природосообразности целостности индивидуальности учащихся.
2. Содержательно охватывает все три уровня индивидуальной целостности построения природосообразности исполнительских движений (телесно-двигательный; психологический; художественно-смысловой).
3. Методические реализуется в трех этапах: до-игровом, игровом, коррекционном ( если в этом есть неоьходимость)».

Слайд 19

Возможные ошибочные действия при построении гипотез:
Гипотеза звучит как очевидное положение, не требующее

Возможные ошибочные действия при построении гипотез: Гипотеза звучит как очевидное положение, не
доказательств, гипотеза не носит характера предположения, поскольку приводимые положения либо очевидны, либо уже известны и доказаны.
Пример гипотезы, которая не может называться таковой, поскольку её положения очевидны и не требуют доказательства:
«Работа над формированием технического исполнения музыки будет эффективна, если:
- верно определены технические трудности в музыкальном произведении;
- использованы такие методы работы, как показ, объяснение, а также принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся».

Слайд 20

Тренинг

Цитата:
«Художественный образ тоже есть обобщение и тоже есть конструкция, выступающая как принцип

Тренинг Цитата: «Художественный образ тоже есть обобщение и тоже есть конструкция, выступающая
понимания (а следовательно, и переделывания) всего единичного, подпадающего под такую общность... Всякое искусство, даже и максимально реалистическое, не может обойтись без конструирования символической образности...» [5. С. 158].
5. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – 2-е изд., испр. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.

Слайд 21

Цитата:
«Талант – это способность заражать других своими чувствами, художественными идеями (ощущениями, переживаниями,

Цитата: «Талант – это способность заражать других своими чувствами, художественными идеями (ощущениями,
душевными состояниями и т.д.)...
Это особый дар внушения, артистической суггестии, проявляющийся при контактах с аудиторией. Некоторые полагают, что речь тут может и должна идти о неких токах, флюидах, излучаемых со сцены в зал – иными словами... О разновидности душевного магнетизма» [6. С. 23].
«...Характерная черта талантов: в отличие от людей способных, которые нередко схожи друг с другом, выглядят на одно лицо, таланты похожи только на самих себя и ни на кого больше. Чем крупнее, значительнее талант, тем это заметнее» [6. С. 22-23].
6. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусствою – СПб.:Алетейя, 2001. – 320 с.

Слайд 22

Цитата:
А.Гольденвейзер: «Когда начинают обучение игре на каком-нибудь инструменте или пению, то обычно

Цитата: А.Гольденвейзер: «Когда начинают обучение игре на каком-нибудь инструменте или пению, то
возникает вопрос о так называемой «постановке» рук или голоса. Я считаю этот подход... в значительной степени ошибочным... Мы во время игры должны быть все время в движении, а не устраивать постановку, из-за которой в педагогическом процессе так много места приходится отводить борьбе с тенденцией учащихся напрягать руки» (Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей).
«Самая важная память – слуховая. Моторная память, несомненно, необходима: исполнитель не мог бы играть, если бы ему нужно было проводить «сквозь сознание» каждое движение; должна быть выработана известная инерция движения... Но ничего не может быть ужаснее того случая, когда моторная память заменяет собой слуховую», - так говорил русский пианист, А.Гольденвейзер, в цикле бесед...
Имя файла: Основы-научных-исследований.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0