Слайд 2Керамика
как искусство существует многие столетия. И все эти годы керамисты находят новые
приемы, позволяющие передать в любимом материале всю красоту окружающего мира, соединить разные виды искусства в керамике и создать совершенные по своей красоте работы. В керамике работали практически все известные художники мира. Существует множество техник декорирования керамики, но остановимся на декорировании по сырому изделию.
Слайд 3Виды декорирования по сырому изделию:
Тиснение
Налепные узоры
Фляндровка
Скульптурная пластика
Выемчатый орнамент
Гребенчатый орнамент
Инкрустация
Ажурная керамика
Слайд 4Тиснение
История
Еще древние люди украшали свою керамику «текстиль-орнаментами» - отпечатками грубых тканей и
рыбацких сетей. В 3-2 тысячелении до н.э., посуду украшали оттиски веревок и шнуров. Также древние мастера использовали для оттисков травы, крупы, ветки, которые после обжига сгорали и оставалась лишь фактура. Со временем мастера стали использовать палочки, как штампы. Комбинируя оттиски, получали различные узоры. Зародившиеся многие тысячилетия назад приемы дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности.
Слайд 5Техника выполнения тиснения
В качестве инструментов для тиснения подойдет практические все, что имеет
фактуру и интересную форму: ткани, растения, веревки, монеты, различные строительные инструменты (шурупы, отвертки, гайки), или штампы, сделанные из глины или дерева специально для тиснения. Штамп прикладывается к сырому изделию с такой силой, чтобы получилось углубление с четкой формой. Можно прижимать штамп под любыми углами и с любой силой, в различных комбинациях. После этого можно заполнить углубления штампов ангобом — эта техника называется «молетаж». После тиснения изделие сушится и обжигается.
Слайд 6Налепные узоры
История
Древние мастера использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но
и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Эта техника доступна, так как для изготовления узоров из инструментов требуются только руки.
Слайд 7Техника выполнения налепного узора
Из инструментов для выполнения налепного узора понадобятся только руки,
и, при желании, можно взять две ровные доски, которыми можно катать ровные жгутики, положив глину между досками, и катая верхнюю доску до получения жгутика. Налепной узор состоит из жгутиков и бусин глины, отрезков жгута. Наносить эти узоры следует только тогда, когда изделие подсохнет до кожетвердого состояния. Жгут крепится на предварительно взрыхленную и смазанную шликером поверхность, иначе узор будет ненадежно прикреплен. Налепные узоры так же могут состоять не из скатанных жгутов и шариков, но и из вырезанных из пласта глины деталей различной формы.
Слайд 8Фляндровка
История
История фляндровки очень давняя. В Древнем Египте нагретые заготовки изделий из стекла
обматывались разноцветными стеклянными нитями, после чего прочесывались металлической гребенкой и обкатывались. В итоге получался своеобразный декор «волной» в полоску. Похожим образом выполняется фляндровка. Ранние лучшие образцы, изготовленные с использованием технологии, принадлежат Киевской Руси 10-12 ст. Она встречается в керамике многих славянских народов и везде имеет свои особенности.
Слайд 9Техника выполнения фляндровки
Фляндровка выполняется с помощью ангоба — шликера с пигментами. Ангоб
набирается в сосуд, из которого можно выдавливать шликер через маленькое отверстие. Он наносится на влажную глину линиями и точками разных размеров и толщины. При нанесении линий, мастер ставит изделие на вращающуюся турнетку, при вращении начинает выдавливать на изделие ангоб. Не шевелит рукой, пока линия не будет закончена. После этого следует взять иглу и провести поперек полос и капель так, чтобы краска потянулась за иглой и вышел узор.