Особенности японской поэзии на примере хокку

Содержание

Слайд 2

На стихотворном пространстве в три строки (хокку) автору удаётся выразить и мгновенное

На стихотворном пространстве в три строки (хокку) автору удаётся выразить и мгновенное
состояние природы, и тонкое движение души, и любование и удивление. Иные хокку окрашены в тона грусти, тревоги, а иные отмечены улыбкой, мягким юмором.

Слайд 3

Вечерний дождь в роще павлоний.

Вечерний дождь в роще павлоний.

Слайд 4

Что такое хокку? Характеристика и особенности жанра хокку.

Хокку – жанр японской поэзии,

Что такое хокку? Характеристика и особенности жанра хокку. Хокку – жанр японской
являющийся национальной формой направления «Дэнтосси» («поэтические традиции»). Это лирическое стихотворение, которое отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Слайд 5

Хокку обладает устойчивым метром: в каждом стихе три строки с определённым количеством

Хокку обладает устойчивым метром: в каждом стихе три строки с определённым количеством
слогов: в первой 5 слогов, во второй 7, а в третьей снова 5 – всего 17 слогов.

Слайд 6

Краткие стихотворные формы – насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро,

Краткие стихотворные формы – насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро,
повинуясь возникшему чувству. Кроме того, японской культуре вообще свойственно стремление к лаконизму, к малым формам.

Слайд 7

Андо Хиросигэ. Сосна у реки. 1856-1858 гг.

Андо Хиросигэ. Сосна у реки. 1856-1858 гг.

Слайд 8

История появления жанра хокку

Сначала в Японии появились национальные стихотворные формы: пятистишие

История появления жанра хокку Сначала в Японии появились национальные стихотворные формы: пятистишие
– танка.
С течением времени танка (буквально «короткая песня») стала чётко делиться на две строфы: трёхстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй – последующую.
Позднее, в XII веке, появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший. Эта форма получила название «рэнга» (буквально «нанизанные строфы»); первое трёхстишие называлось «начальной строфой», по-японски «хокку».

Слайд 9

Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще

Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще
всего были связаны с описанием природы, причём обязательно с указанием на время года.
Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку.
Трёхстишие прочно утвердилось в японской поэзии и обрело подлинную ёмкость во второй половине XVII века. На непревзойдённую художественную высоту поднял его великий поэт Японии Мацуо Басё.

Слайд 10

Зимний пейзаж.

Зимний пейзаж.

Слайд 11

Творчество японских поэтов и трактовка некоторых стихотворений.

Мацуо Басё
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний

Творчество японских поэтов и трактовка некоторых стихотворений. Мацуо Басё На голой ветке
вечер.
При помощи нескольких умело выбранных деталей создана картина поздней осени. Чувствуется отсутствие ветра, природа словно замерла в грустной неподвижности.

Слайд 12

Кацусика Хокусай. Водопад Оно.

Кацусика Хокусай. Водопад Оно.

Слайд 13

Кобаяси Исса
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и

Кобаяси Исса Наша жизнь – росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь
всё же…
Роса – метафора бренности жизни, так же как пена на воде, вспышка молнии или опадающие лепестки цветов вишни.

Слайд 14

Кацусика Хокусай. Фудзи в дождь.

Кацусика Хокусай. Фудзи в дождь.

Слайд 15

Еса Бусон
Зал для заморских гостей
Тушью благоухает…
Белые сливы в цвету.
Это хокку уводит нас

Еса Бусон Зал для заморских гостей Тушью благоухает… Белые сливы в цвету.
в глубь истории, в VIII век.
Перед глазами читателя как будто развёртывается свиток с древней картиной.

.

Слайд 16

Портрет буддийского монаха.

Портрет буддийского монаха.

Слайд 17

Алая роза
Тобой подаренная,
Расцвела в сердце.
Звезда упала.
Забыла про желание

Алая роза Тобой подаренная, Расцвела в сердце. Звезда упала. Забыла про желание

Он целует!
Рисую красное
Сердечко на бумаге
И вспоминаю тебя.

Слайд 18

Не жди меня,
Я забытый миром странник…
Я не вернусь…

Не жди меня, Я забытый миром странник… Я не вернусь…

Слайд 19

Тебя нет рядом,
Мне шепчет ветер тихо.
И где тогда я?

Тебя нет рядом, Мне шепчет ветер тихо. И где тогда я?

Слайд 20


На песке следы
Четырёх птичьих лапок…
И ты взволнован.

На песке следы Четырёх птичьих лапок… И ты взволнован.

Слайд 21

Заключение
Японские поэты своими хокку помогают нам почувствовать и понять прекрасное.

Заключение Японские поэты своими хокку помогают нам почувствовать и понять прекрасное.

Слайд 22

Поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное,

Поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное,
всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое.
Имя файла: Особенности-японской-поэзии-на-примере-хокку.pptx
Количество просмотров: 259
Количество скачиваний: 0