Символизм и модерн как стилистические направления начала XX века

Содержание

Слайд 2

Начало XX века в мире характеризуется большим количеством направлений в искусстве.

Начало XX века в мире характеризуется большим количеством направлений в искусстве. Естественно,
Естественно, Россию это не обошло.
В презентации пойдёт речь всего о двух направлениях того периода: стиль модерн (только в изобразительном искусстве) и символизм (в поэзии).

Начало XX века

Слайд 3

Модерн

Модерн расцвёл ещё в 90-е годы XIX века. В 1898 году

Модерн Модерн расцвёл ещё в 90-е годы XIX века. В 1898 году
было создано сообщество «Мир искусства». В него входили такие художники как Бенуа, Сомов, Рерих, Врубель, Бакст

Мир искусства. 1916—1920. Б. М. Кустодиев

Слайд 4

Модерн – одно из течений в модернизме, этот стиль противопоставил себя

Модерн – одно из течений в модернизме, этот стиль противопоставил себя нетворческому
нетворческому воспроизведению стилей прошлого. Модерн отказался от прямых линий (применялся растительный орнамент). Рассмотрим этот стиль в творчестве русских художников

Слайд 5

Мир искусства

Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце

Мир искусства Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце
1890-х, а также одноимённый журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы.
Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Классический период в жизни объединения пришелся на 1900—1904 — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства». После 1904 объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 большинство членов «Мира искусства» входило в состав Союза русских художников. Объединение фактически прекратило существование в 1924.

Слайд 6

Константи́н Андре́евич Со́мов

Константин Сомов родился 18 (30) ноября 1869 г.

Константи́н Андре́евич Со́мов Константин Сомов родился 18 (30) ноября 1869 г. в
в Петербурге в семье Андрея Сомова, известного музейного деятеля. С 1888 по 1897 учился в петербургской Академии художеств, затем добровольно покинул ее и два года занимался в академии Коларосси в Париже. С 1899 г. жил в Петербурге.
Еще в молодости Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми вместе впоследствии участвовал в создании общества «Мир искусства».
В 1913 г. получил статус действительного члена Академии. В 1918 г. стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.
В 1923 г. Сомов уехал из России. С 1925 г. жил во Франции. Он скончался 6 мая 1939 г. в Париже.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Слайд 7

Леон Бакст

Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович

Леон Бакст Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев
Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Слайд 8

Творчество Бакста Л.

Творчество Бакста Л.

Слайд 9

Серге́й Васи́льевич Малю́тин

Серге́й Васи́льевич Малю́тин (22 сентября (4 октября) 1859,

Серге́й Васи́льевич Малю́тин Серге́й Васи́льевич Малю́тин (22 сентября (4 октября) 1859, Москва
Москва — 6 декабря 1937) — российский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сын купца, родился, жил, работал в Москве. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки

Автопортрет. 1918. Масло

Слайд 10

Творчество Малютина С.В.

Скульптурная мастерская.
1903. Масло

Портрет Н. II. Богданова-Белъского.
1915. Масло

Творчество Малютина С.В. Скульптурная мастерская. 1903. Масло Портрет Н. II. Богданова-Белъского. 1915. Масло

Слайд 11

Портрет писателя Д. А. Фурманова. 1922. Масло

Рыбацкий баркас. 1920-е. Масло

Кащей.

Портрет писателя Д. А. Фурманова. 1922. Масло Рыбацкий баркас. 1920-е. Масло Кащей. 1904. Масло, резьба
1904. Масло, резьба

Слайд 12

Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 г. в чувашском

Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 г.
селе Лопьял (Лăпăял — «Плетенка, кошель»-деревня в переводе с чувашского) Уржумской волости Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом. Образование получил в Вятской духовной семинарии. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 г., сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках Передвижников. В 1893 г. Васнецов становится действительным членом Академии художеств. Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 г. в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

Слайд 13

Творчество Васнецова В.М.

Эскиз 1904 год. Фасад галереи Третьякова
выполнен по рисункам Васнецова

Творчество Васнецова В.М. Эскиз 1904 год. Фасад галереи Третьякова выполнен по рисункам

Марка добровольного сбора жертвам
войны 1914 года, Московское городское
общественное управление

«Илья Муромец», 1914 г.

Слайд 14

Символизм

В 90-е годы XIX века в России становится модным направление символизма.

Символизм В 90-е годы XIX века в России становится модным направление символизма.
Оно также получило развитие в разных видах искусства, но ярче всего – в поэзии. Именно к ней мы и обратимся.
Символизм – одно из направлений в «чистом искусстве». Возник во Франции в противовес натурализму.

Слайд 15

Символистам присуще то, что обычные слова для них имеют символический, божественный,

Символистам присуще то, что обычные слова для них имеют символический, божественный, мистический
мистический смысл, постигаемый не разумом, а откровением.
В 90-е годы XIX века сформировалось так называемое «старшее поколение» символистов (наиболее яркий представитель – Брюсов В.Я.), а в начале XX века – «младшее поколение» (Блок А.А.). Рассмотрим их творчество подробнее.

Слайд 16

В.Я. Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – закончил историко-филологический факультет Московского университета.

В.Я. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – закончил историко-филологический факультет Московского университета.
В 1894-1895 годах выпустил три сборника под названием «Русские символисты». Важнейшая установка в его творчестве – поразить читателя чем-то необыкновенным, эпатировать его.

Слайд 17

Творчество Брюсова В.Я.
Творчество (1895 год)
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти

Творчество Брюсова В.Я. Творчество (1895 год) Тень несозданных созданий Колыхается во сне,
латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

Слайд 18

А.А. Блок

Александр Александрович Блок (1880-1921) – свой творческий путь начал в

А.А. Блок Александр Александрович Блок (1880-1921) – свой творческий путь начал в
символизме. В 1904 году вышел первый сборник его стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасной Дамой в творчестве Блока выступает «вечная женственность». В зрелый период творчества одной из ведущих тем лирики становится тема России.

Слайд 19

Творчество А.А. Блока

Servus – Reginae (Слуга – царице)
Не призывай. И без призыва
Приду

Творчество А.А. Блока Servus – Reginae (Слуга – царице) Не призывай. И
во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.

Слайд 20

Твоих страстей повержен силой.
Под игом слаб.
Порой – слуга; порою – милый;
И вечно

Твоих страстей повержен силой. Под игом слаб. Порой – слуга; порою –
– раб.
Россия (отрывок)
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!

Слайд 21

Список литературы

Шульгин В.С., Кошман Л.В. История русской культуры XIX-XX веков. М., 2002.
Русская

Список литературы Шульгин В.С., Кошман Л.В. История русской культуры XIX-XX веков. М.,
культура. М., 2007.
Фокин П., Князева С. Серебряный век (в 2 томах). С-Пб., 2007.
Имя файла: Символизм-и-модерн-как-стилистические-направления-начала-XX-века.pptx
Количество просмотров: 263
Количество скачиваний: 2