Педагогика как область искусства

Содержание

Слайд 2

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Дидактика - «универсальное искусство учить всех всему…кратко, приятно, основательно».

Ян Амос Коменский (1592-1670) Дидактика - «универсальное искусство учить всех всему…кратко, приятно,

«Образовать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств»
(Коменский Я.А. «Великая дидактика»)

Слайд 3

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1824-1870)

Причины, позволяющие говорить о педагогике как об искусстве:
Педагогика

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1824-1870) Причины, позволяющие говорить о педагогике как об искусстве:
является искусством потому, что стремится удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества – стремление к совершенствованию природы человека - его души и тела.
Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества.
Как искусство, педагогика, кроме знаний, требует способности и наклонности.
«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Слайд 4

АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО (1888-1939)

«Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта,

АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО (1888-1939) «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим
но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта» .
(Макаренко А.С. О моем опыте)

Слайд 5

АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО

«Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который

АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО «Педагог не может не играть. Не может быть педагога,
не умел бы играть…ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть».
«Нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединить с этой игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе».
(Макаренко А.С. О моем опыте)

Слайд 6

Симон Львович Соловейчик (1930-1996)

Педагогика:
наука и искусство?

Педагогика: наука или искусство?

Педагогика: наука
об

Симон Львович Соловейчик (1930-1996) Педагогика: наука и искусство? Педагогика: наука или искусство?
искусстве
воспитания

Слайд 7

С. Л. Соловейчик

«Все науки стремятся к безличному, общему, а педагогика безличной

С. Л. Соловейчик «Все науки стремятся к безличному, общему, а педагогика безличной
быть не может, ее нет вне личности. Все науки бесстрастны. А бесстрастная педагогика ненаучна. Пожалуй, это единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой».

Слайд 9

Суть педагогики как искусства проявляется в поиске и нахождении соответствия, уравновешивания, приведении

Суть педагогики как искусства проявляется в поиске и нахождении соответствия, уравновешивания, приведении
в состояние гармонии «свойств» предмета, личности учителя и личности ученика,
в творческом «приспособлении» к педагогической ситуации.

общий предмет –
познание
и преобразование,
совершенствование человека.

Педагогика

Искусство

Слайд 10

Общие черты педагогической и сценической деятельности

1.Содержательный признак;
2.Инструментальный признак;
3.Целевой признак;
4.Процессуальные характеристики;
5.Структурный

Общие черты педагогической и сценической деятельности 1.Содержательный признак; 2.Инструментальный признак; 3.Целевой признак;
признак;
6.Концептуальные признаки;
7.Требования к личности творца.

Слайд 11

Многообразие «языков» педагога

тональность, сила
и высота звучания голоса

Особенности
педагогической
драматургии

мимика

Многообразие «языков» педагога тональность, сила и высота звучания голоса Особенности педагогической драматургии
жест, поза

слово

Педагогическое
мизансценирование

Слайд 12

НАУКА
+
ИСКУССТВО
+
ЛЮБОВЬ
ПЕДАГОГИКА

НАУКА + ИСКУССТВО + ЛЮБОВЬ ПЕДАГОГИКА

Слайд 13

Черты искусства в образовательном процессе
Невоспроизводимость отдельных элементов опыта и результатов.
Неожиданность

Черты искусства в образовательном процессе Невоспроизводимость отдельных элементов опыта и результатов. Неожиданность
ракурсов во взглядах на мир и человека.
Значимость нюансов, полутонов общения .
Богатство и красота проявлений внутреннего мира человека.
Преобразование и открытие действительности, постижение сущностной стороны явлений, событий и смыслов.
Наличие эффекта последействия, когда после завершения педагогического общения продолжается процесс работы со смыслами.
Ощущение загадочности, неясности того, «как это сделано», как удалось достичь такого результата образования.

Слайд 14

Педагогическая деятельность как искусство. «Следствия»

духовная осмысленность явлений;
«открытие человека
для откровения» (Л.

Педагогическая деятельность как искусство. «Следствия» духовная осмысленность явлений; «открытие человека для откровения»
Лурье);
взаимопонимание;
возможность проникновения в суть предметов;
творческая атмосфера…

Слайд 15

Современные роли педагога

консультант

Создатель
информационно-
образовательной
среды

куратор
дистанционного
обучения
Дистанционный
тьютор

навигатор
в

Современные роли педагога консультант Создатель информационно- образовательной среды куратор дистанционного обучения Дистанционный
современном
информационном
океане

сетевой
предметный
методист

модератор

Слайд 17

педагогическая рефлексия,
чувство меры,
гуманистическая направленность творца,
высокий уровень компетентности,
интеллигентность,
рассмотрение

педагогическая рефлексия, чувство меры, гуманистическая направленность творца, высокий уровень компетентности, интеллигентность, рассмотрение
ученика в центре содержания деятельности

желание непременно продемонстрировать свои достоинства,
показать свой «блестящий» урок,
насладиться восхищением «зрителей»,
вырасти в их глазах,
покорить их

Имя файла: Педагогика-как-область-искусства.pptx
Количество просмотров: 200
Количество скачиваний: 5