Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева

Содержание

Слайд 2

Ф. И. Тютчев — известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно

Ф. И. Тютчев — известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно
эмоционально и разнообразно.

Одной из главных в лирике Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира.

Слайд 3

Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека. Почти

Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека. Почти
все его стихи — это оригинальные пейзажные зарисовки различных времен года. Некрасов отметил необыкновенную способность Тютчева улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

Слайд 4

Восхищение красотой природы — одна из отличительных черт поэзии Тютчева. Именно поэтому

Восхищение красотой природы — одна из отличительных черт поэзии Тютчева. Именно поэтому
каждое стихотворение, воспевающее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека.

Слайд 5

В одном из своих произведений «Есть в осени первоначальной…» он говорит о

В одном из своих произведений «Есть в осени первоначальной…» он говорит о
начале осени. . Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Она готовится ко сну, напоследок радуя человеческий взор волшебной красотой.

Слайд 6

Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода

Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода
— мягкая, поражающая своим спокойствием:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Слайд 7

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли.

Осень всегда напоминает

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает
о скором наступлении холодов,

поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние тёплые дни.

Слайд 8

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все —

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все —
простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Слайд 9

Люди заканчивают полевые работы . Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь

Люди заканчивают полевые работы . Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь
уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Слайд 10

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних
бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

Слайд 11

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром.
Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность, сопричастность этому миру.

Слайд 12

Тютчев выражает восхищение всем, что его окружает. Помогают ему выразить свои эмоции

Тютчев выражает восхищение всем, что его окружает. Помогают ему выразить свои эмоции
такие эпитеты, как “дивная пора”, ,“чистая лазурь”,“лучезарный вечер” , а также сравнение “день как бы хрустальный ” .

Слайд 13

Природа поражает сменой сезонов, особенно наступлением красивейшего времени года — осени.

Природа поражает сменой сезонов, особенно наступлением красивейшего времени года — осени.

Слайд 14

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано в форме обращения.

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано в форме обращения.

Слайд 15

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствлении

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствлении
души из-за отдаления человека от природы.

Слайд 16

Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах…

Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах…
Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах.

Слайд 17

Тютчев был тончайшим мастером пейзажей. Но в его стихотворениях, живописных картинах природы,

Тютчев был тончайшим мастером пейзажей. Но в его стихотворениях, живописных картинах природы,
нет простого любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, об извечных вопросах человеческого бытия.

Слайд 18

Приём олицетворения- один из основных в тютчевской лирике, где природа редко

Приём олицетворения- один из основных в тютчевской лирике, где природа редко предстаёт
предстаёт как просто фон, она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Слайд 19

         Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик-

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним «понятным сердцу языком».

Слайд 20

Более торжественно это стихотворение звучит благодаря употреблению устаревших, высоких слов ("лик", "чрево",

Более торжественно это стихотворение звучит благодаря употреблению устаревших, высоких слов ("лик", "чрево",
"древо") .Особая смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры, используемой в риторических вопросах: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Слайд 21

Автор использует такие выразительные художественные средства, как развёрнутые метафоры и олицетворения ("

Автор использует такие выразительные художественные средства, как развёрнутые метафоры и олицетворения ("
не совещалась с ними в беседе дружеской гроза" , «солнцы не дышат", "ночь нема была"), сравнения ("живут в сём мире, как впотьмах"). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа.

Слайд 22

Основная идея данного стихотворения– мысль Тютчева о единстве взаимоотношений человека и

Основная идея данного стихотворения– мысль Тютчева о единстве взаимоотношений человека и природы.
природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что  «глухие» к природе люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.
Имя файла: Пейзажная-лирика-Ф.И.Тютчева.pptx
Количество просмотров: 274
Количество скачиваний: 3