Слайд 2Перспектива иконы
Перспектива - наука об изображении предметов в пространстве на плоскости в
![Перспектива иконы Перспектива - наука об изображении предметов в пространстве на плоскости](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-1.jpg)
соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. (Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. )
Слайд 3Виды перспективы
Прямая линейная
Обратная линейная
Панорамная
Аксонометрия
Сферическая
Тональная
Воздушная
Перцептивная
![Виды перспективы Прямая линейная Обратная линейная Панорамная Аксонометрия Сферическая Тональная Воздушная Перцептивная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-2.jpg)
Слайд 4Прямая линейная перспектива
Вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую
![Прямая линейная перспектива Вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-3.jpg)
точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).
Слайд 5Обратная линейная перспектива
Вид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере
![Обратная линейная перспектива Вид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-4.jpg)
удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. (Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.)
Слайд 6Обратная линейная перспектива в иконе
![Обратная линейная перспектива в иконе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-5.jpg)
Слайд 7Фрагмент иконы святителя Николая Чудотворца
Передняя грань книги развернута всей плоскостью на
![Фрагмент иконы святителя Николая Чудотворца Передняя грань книги развернута всей плоскостью на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-6.jpg)
зрителя, но при этом видны все четыре (!) боковых обреза книги, причем каждая из граней дана под своим углом, мало связанным с изображением остальных граней. Ни под одной из точек зрения Вам в жизни не удастся увидеть такого. Значит, иконописец рассматривает предметы не из одной точки, он как будто разглядывает объемный предмет последовательно с разных сторон и переносит увиденное на плоскость иконы. Перед нами не моментальный "снимок", а своего рода развернутый "чертеж" предмета.
Слайд 8Святитель Николай Чудотворец
Взгляните на образ святителя Николая Чудотворца: обратите внимание, как
![Святитель Николай Чудотворец Взгляните на образ святителя Николая Чудотворца: обратите внимание, как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-7.jpg)
"развернуто" на плоскости изображение лика святого. Видны одновременно фас и оба профиля, и макушка. Сравните хотя бы расположение ушей и немного в меньшей степени щек чудотворца: они показаны так, как будто голова святого повернута боком к плоскости иконы. Иконописец дает рассмотреть лик со всех сторон, во всех чертах и тонкостях.
Слайд 9Символика иконы
Приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без
![Символика иконы Приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-8.jpg)
мучений. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры и лики святых.
Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом, глазами.
Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
Слайд 10Символика жестов
Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
![Символика жестов Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-9.jpg)
Слайд 11Символика жестов
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
![Символика жестов Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-10.jpg)
Слайд 12Символика жестов
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
![Символика жестов Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-11.jpg)
Слайд 13Символика жестов
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.
![Символика жестов Две руки, поднятые вверх – моление о мире.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-12.jpg)
Слайд 14Символика жестов
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
![Символика жестов Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-13.jpg)
Слайд 15Символика жестов
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
![Символика жестов Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-14.jpg)
Слайд 16Символика вещей или предметов, изображенных на иконе
Дуб – древо жизни.
Дом –
![Символика вещей или предметов, изображенных на иконе Дуб – древо жизни. Дом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-15.jpg)
символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.
Юноша с трубой – ветер.
Пеликан – символ чадолюбия.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона - слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Два-три дерева символизируют лес.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Слайд 17Символика вещей или предметов, изображенных на иконе
Золотой крест, якорь и сердце означают
![Символика вещей или предметов, изображенных на иконе Золотой крест, якорь и сердце](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-16.jpg)
веру, надежду и любовь.
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник – дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.
Слайд 18Символика цвета
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото на иконе
![Символика цвета Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-17.jpg)
символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Слайд 19Пурпурный, или багряный - цвет царя, владыки – Бога на небе, императора
![Пурпурный, или багряный - цвет царя, владыки – Бога на небе, императора](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-18.jpg)
на земле. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Слайд 20Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла,
![Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-19.jpg)
любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Слайд 21Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
![Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-20.jpg)
На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 22Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий
![Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-21.jpg)
цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Слайд 23Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения,
![Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-22.jpg)
надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Слайд 24Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с
![Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-23.jpg)
царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Слайд 25Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры
![Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-24.jpg)
– символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Слайд 26Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе
![Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-25.jpg)
черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 27Прошлое и будущее в иконе
Часто икона показывает события нескольких дней или даже
![Прошлое и будущее в иконе Часто икона показывает события нескольких дней или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-26.jpg)
целой жизни святого. Во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить их в своем сердце.
Слайд 28Круг в иконе
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни
![Круг в иконе Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351486/slide-27.jpg)
начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада.